Относительность добра и зла

machito

Команда форума
Супер-Модератор
Сообщения
2,706
Реакции
2,032
— Я уже умер? — спросил человек.
— Угу, — кивнул Демиург, не отрываясь от изучения толстой внушительной книги. — Умер. Безусловно.
Человек неуверенно переступил с ноги на ногу.
— И что теперь?
Демиург бросил на него быстрый взгляд и снова уткнулся в книгу.
— Теперь тебе туда, — он не глядя указал пальцем на неприметную дверь. — Или туда,— его палец развернулся в сторону другой, точно такой же, двери.
— А что там? — поинтересовался человек.
— Ад, — ответил Демиург. — Или рай. По обстоятельствам.
Человек постоял в нерешительности, переводя взгляд с одной двери на другую.
— А-а… а мне в какую?
— А ты сам не знаешь? — слегка приподнял бровь.
— Ну-у, — замялся человек. — Мало ли. Куда там мне положено, по моим деяниям…
—Хм! — Демиург заложил книгу пальцем и наконец-то посмотрел прямо на человека. — По деяниям, значит?
— Ну да, а как же ещё?

—Ну хорошо, хорошо, — Демиург раскрыл книгу поближе к началу и стал читать вслух. — Тут написано, что в возрасте двенадцати лет ты перевёл старушку через дорогу. Было такое?
— Было, — кивнул человек.
— Это добрый поступок или дурной?
— Добрый, конечно!
— Сейчас посмотрим… — Демиург перевернул страницу, — через пять минут эту старушку на другой улице переехал трамвай. Если бы ты не помог ей, они бы разминулись, и старушка жила бы еще лет десять. Ну, как?
Человек ошарашенно заморгал.
— Или вот, — Демиург раскрыл книгу в другом месте. — В возрасте двадцати трёх лет ты с группой товарищей участвовал в зверском избиении другой группы товарищей.
— Они первые полезли! — вскинул голову человек.
— У меня здесь написано иначе, — возразил Демиург. — И, кстати, состояние алкогольного опьянения не является смягчающим фактором. В общем, ты ни за что ни про что сломал семнадцатилетнему подростку два пальца и нос. Это хорошо или плохо?
Человек промолчал.
— После этого парень уже не мог играть на скрипке, а ведь подавал большие надежды. Ты ему загубил карьеру.
— Я нечаянно, — пробубнил человек.
— Само собой, — кивнул Демиург. — К слову сказать, мальчик с детства ненавидел эту скрипку. После вашей встречи он решил заняться боксом, чтобы уметь постоять за себя, и со временем стал чемпионом мира. Продолжим?
Демиург перевернул еще несколько страниц.
— Изнасилование — хорошо или плохо?
— Но я же…
— Этот ребёнок стал замечательным врачом и спас сотни жизней. Хорошо или плохо?
— Ну, наверное…
— Среди этих жизней была и принадлежащая маньяку-убийце. Плохо или хорошо?
— Но ведь…
— А маньяк-убийца вскоре зарежет беременную женщину, которая могла бы стать матерью великого учёного! Хорошо? Плохо?
— Но…
— Этот великий учёный, если бы ему дали родиться, должен был изобрести бомбу, способную выжечь половину континента. Плохо? Или хорошо?
— Но я же не мог всего этого знать! — выкрикнул человек.
— Само собой, — согласился. — Или вот, например, на странице 246 — ты наступил на бабочку!
— А из этого-то что вышло?!
Демиург молча развернул книгу к человеку и показал пальцем. Человек прочел, и волосы зашевелились у него на голове.
— Какой кошмар, — прошептал он.
— Но если бы ты её не раздавил, случилось бы вот это, — Бог показал пальцем на другой абзац. Человек глянул и судорожно сглотнул.
— Выходит… я спас мир?
— Да, четыре раза, — подтвердил Демиург. — Раздавив бабочку, толкнув старичка, предав товарища и украв у бабушки кошелёк. Каждый раз мир находился на грани катастрофы, но твоими стараниями выкарабкался.
— А-а… — человек на секунду замялся. — А вот на грань этой самой катастрофы… его тоже я?..
— Ты, ты, не сомневайся. Дважды. Когда накормил бездомного котёнка и когда спас утопающего.
У человека подкосились колени и он сел на пол.
— Ничего не понимаю, — всхлипнул он. — Всё, что я совершил в своей жизни… чем я гордился и чего стыдился… всё наоборот, наизнанку, всё не то, чем кажется!
— Вот поэтому было бы совершенно неправильно судить тебя по делам твоим, — наставительно произнёс Демиург.— Разве что по намерениям… но тут уж ты сам себе судья.
Он захлопнул книжку и поставил её в шкаф, среди других таких же книг.
— В общем, когда решишь, куда тебе, отправляйся в выбранную дверь. А у меня еще дел по горло.
Человек поднял заплаканное лицо.
— Но я же не знаю, за какой из них ад, а за какой рай.
— А это зависит от того, что ты выберешь
, — ответил Демиург.

p.s.
Кто нибудь может обьяснить оконцовку ?
 
Кто нибудь может обьяснить оконцовку ?
Я так понял, не важно, какую дверь выберешь, важно, какую участь выберешь. Т.е. дело не в двери, а в вердикте самому себе.
 
По оценке совести считаешь ли ты сам себя виновным или нет, не важно будет ли компромисс или нет, т.к. мысль о компромиссе подразумевает - виновен. Если где-то внутри себя есть ощущение, что несмотря на плохое - да, хорошего сделано больше, То это твой рай.
 
Имхо даже когда осталось принять единственно верное решение - люди все равно ждут когда за них кто то это сделает.
А если никто ,то надежда на судьбу.
И утешение себя мыслью что вот так случилось,я не виноват.
 
SNS-amigo, я понял что написано как протест, возмущение.
Человеческий фактор, люди всегда ищут себе оправдания,
от чего и рождаются подобные импровизации - опусы )
 
machito,
Дело даже не в оправдании. Дело не в том, оправдаешь ли Ты себя, дело в том, что Ты знаешь, где-то в глубине души, Ты знаешь вердикт.
 
Ты знаешь, где-то в глубине души, (Ты) знаешь вердикт.
ScriptMakeR, согласен, но это (тебя) не оправдает....
по смыслу вышеописанного, этот человек так и останется стоять на месте и не решится войти не в одну из дверей,
(опять же человеческий фактор) имхо
 
machito,
Да, согласен =Ты= надо ыло взять в скобки, или ковычки. Ведь я обращался к абстрактному =Тебе=.
А если про человека, то этот вряд ли сам зайдет, но другой вполне может и сам зайти. Люди разные бывают.
 
А если про человека, то этот вряд ли сам зайдет, но другой вполне может и сам зайти. Люди разные бывают.
по смыслу вышеописанного, этот человек
это и так понятно что конкретная личность..
Ведь я обращался к абстрактному =Тебе=.
Речь идёт условно о всех людях.
 
Phoenix, оригинально.
Да уж.., не DJ, а господь бог в его обличии, но даже он в конце понял, что если "мячик" упал, то ничего с этим лучше не делать :)
 
Чтоб ничего не происходило, нужно просто сесть на стул и ничего не делать (философия)
Это просто лень :Wizard:А вот что бы сделать что то, надо хоть что то сделать !:Dash1:
На самом деле добро всегда имеет совершенный вид - нельзя же сделать "немножко корошо".. Или вы помогли человеку, либо нет.
А вот зло имеет градации, поскольку смешивается с ложью и лукавством, мол всё относительно (o_O) - как известно добрые намерения ведут в ад.
 
На самом деле добро всегда имеет совершенный вид - нельзя же сделать "немножко корошо".. Или вы помогли человеку, либо нет.
А вот зло имеет градации, поскольку смешивается с ложью и лукавством, мол всё относительно (o_O) - как известно добрые намерения ведут в ад.
Не соглашусь с Вами. Далеко не всегда добро сделанное одному будет добром же для других.
Представим ситуацию. Стол. На столе 1 пирожок. За столом 3 человека. Все трое - голодные. Один схватил пирожок и отдал другому. А теперь разберем ситуацию:
Тот, кто получил пирожок -конечно доволен.
Тот кто отдал пирожок: с одной стороны -молодец, что не съел сам и отдал другому. Вроде бы благое дело? И тут вылезает куча "Но":
- почему он решил за других
- почему он дал одному а не другому?
- почему не поделил на обоих если уж хотел сделать"добро"
- почему не поделил на 3х если хотел "равенства и братства"

Причем так ситуация представляется если мы используем только те данные, что нам дали. А если копнуть глубже?
Что мы знаем про этих 3х?
- возможно тот кто схватил пирожок отдал другому как раз не был голоден
- возможно эти двое вообще друзья/родственники
- возможно единственным голодным был как раз тот кому не дали пирожок

Можно еще долго добавлять разные мысли. Вывод только один: мы можем оценивать ситуацию только с учетом известных нам данных. Причем, далеко не факт, что выводы мы сделаем правильные. Причем неправильные выводы можно сделать как при наличии полной картины (тупость, предубежденность, неверные выводы) так и от недостатка исходных данных. Так что я бы поостерегся делать выводы о добре и зле публично.

Пришел как-то раз приятель Ходжи Насреддина посоветоваться о деле. Изложив ему все, он в конце спросил:
— Ну как? Разве я не прав?
Ходжа заметил:
— Ты прав, братец, ты прав…
На следующий день ничего не знавший об этом противник также пришел к Ходже. И он также рассказал ему дело, разумеется, в выгодном для себя свете.
— Ну, Ходжа, что ты скажешь? Разве я не прав? – воскликнул он. И ему Ходжа ответил:
— Конечно, ты прав…
Случайно жена Насреддина слышала оба эти разговора и, чтобы пристыдить мужа, воскликнула:
— Эфенди, разве могут быть правы одновременно и истец и ответчик?
Ходжа спокойно посмотрел на нее и сказал:
— Да, жена, и ты тоже права…
Истоник: https://sahajayogalive.wordpress.com/2008/04/19/pritcha_prav/

Шесть индостанских мудрецов, учености оплот,
Решили в штудиях Слона достичь больших высот
(Забыв нелепо, что из них был каждый слеп как крот).

Вот Первый подошел к Слону, но, вдруг споткнувшись, он
Наткнулся на широкий бок, и, этим удивлен,
Воскликнул: «Смею утверждать: похож на стену Слон!».

Нащупав бивень, закричал Второй: «О, знаю я
Ответ, что выдал мне конец большого острия:
Конечно, этот дивный Слон – подобие копья!»

А Третий, к твари подойдя, и смело в руки взяв
Слоновий хобот, гибкий как пожарного рукав,
Воскликнул громко: «Этот Слон – примерно что удав!»

Четвертый твердою рукой попал в одну из ног,
И, разобравшись, объявил всем мудрецам: «Мой Бог!
Мне очевидно: Слон похож на молодой дубок!»

И Пятый, тот, кому свезло нащупать уха часть,
Сказал: «Слепейшим из слепых известна эта снасть!
Похож на опахало Слон! Клянусь, чтоб мне пропасть!»

Шестой же шарил тут и там, но как-то невпопад
На хвост наткнулся. Он тому был несказанно рад.
«Ну ясно, - крикнул он, – ваш Слон – скорей всего, канат!»
Источник: http://bowin.livejournal.com/357453.html


PS: В оригинале было: Благими намерениями выложена дорога в ад.
 
В вопросе добра и зла и имеет значение справедливость. Вот у Хаджи все правы оказались, а по справедливости рассудить, то окажется что кто то из них всё же не прав.
Потому что руководствовался не справедливостью, а своими интересами. Такой человек будет прав ? Нет. Даже если он не знал, что доставит сопернику неприятность. Не знание закона не освобождает от ответственности.
Но если оба действительно по своему правы, то остаётся только примирение, то есть обоюдное признание правоты другого.
Короче это не наш случай.
По вашему получается нормальным утверждение - "я думал будет хорошо, а вышло не очень..":Black Eye:
Притча про слона - это тоже не уместно. Они были не только слепые, но и глупые - очевидно же что ощупывая слона они не добрались до его конца. К тому же тут опять же опускается тот факт, что слепые обладают хорошим осязанием и должны были почувствовать объём.. Не хороший пример.
Если кто то скажет что квадрат это круг - это явная ложь и никто не поверит этому. Если же ввести множество переменных, то станет возможным дискуссия и что круг при некоторых условиях станет квадратом. Например из верёвки вполне можно сделать и круг и квадрат.. Но проблема в том, что если фигура обозначена квадратом, то это только квадрат.

Так что я бы поостерегся делать выводы о добре и зле публично.
Так вы правы.. И раз вы так считаете - не делайте этого. :Thank You:
С пирожком опять же не удачный пример. Всегда кто то менее нуждается в пищи - более крепок телом и духом.
Вывод только один: мы можем оценивать ситуацию только с учетом известных нам данных. Причем, далеко не факт, что выводы мы сделаем правильные.
Зачем тогда приводить уравнения со множеством переменных ?
 
Зачем тогда приводить уравнения со множеством переменных ?
Вопрос Добра и Зла тем и проблематичен, что то, как оцениваете ситуацию Вы не значит что так есть на самом деле. Для этого были приведены и притча про Ходжу и про мудрецов да и про пирожок тоже.
Даже в притче (рассказе) про человека и Демиурга все сводится к тому, что человек должен просто выбрать дверь и войти в нее. А дальше снова вариантивность:
-то-ли человек сам себя оценит и войдет (маловероятно т.к на дверях нет надписей а значит в любом случае 50 на 50)
-то-ли он просто выберет одну из и войдет и тут уж вопрос чисто везения

Невозможно оценить деяния свои. То, что кажется в данный момент правильным, не всегда является таковым на самом деле. И еще более вариантов - как Ваш поступок оценивается другими.

Как там было в анеке про блондинку и теорию вероятности?
На вопрос, каковы Ваши шансы встретить Динозавра выйдя из учебного корпуса, она ответила: "50% что встречу и столько же, что не встречу".

Мы оцениваем действия и предметы только исходя из своего предыдущего опыта (или чужого). Невозможно рассказать негру из Африки, что такое снег если он не видел снег/лед даже в холодильнике. Ну нету у него такого опыта.
 
Назад
Сверху Снизу