«iXBT Brand 2020 — Выбор читателей»: подводим итоги читательского голосования

Уже много лет подряд в конце года мы просим читателей выбрать бренды, которые являются наиболее значимыми в своих категориях, совершили наиболее заметный технический прорыв, привлекли наибольшее внимание своими действиями, анонсами и готовыми решениями. Наступил новый год, и теперь мы подводим итоги этого голосования и выясняем, кто же, по мнению нашей аудитории, заслужил звание Бренда года. Конечно, не обойдется без упоминания самых интересных продуктов и самых важных событий 2020-го.


x86-совместимые процессоры (CPU)​

amd.gif intel.gif
brand2020goldsmall.jpg brand2019silversmall.jpg
65,9%34,1%

Прошлый год ознаменовался первой сменой лидера за долгие годы: AMD и Intel поменялись местами, причем резко и радикально — AMD «собрала» более ⅔ голосов. Что не удивительно в условиях, когда именно она выпускала один удачный продукт за другим — и все новые. А Intel продолжала «топтаться на месте», год за годом сохраняя микроархитектуру Skylake и техпроцесс 14 нм, дебютировавшие еще в середине десятилетия.

2020-й ситуацию изменил не принципиально. Мы получили новую платформу Intel, но LGA1200 оказалась куда более похожей на обе версии LGA1151, чем на что-то новое. «Нового» — разве что десятиядерные процессоры, но на тех же ядрах. А в мобильном сегменте изменений оказалось еще меньше. В то же время AMD продолжала выпускать новые решения, однако по итогам года получила меньше голосов, чем годом ранее. Как нам кажется, произошло это потому, что все уже привыкли к инновациям и начали обращать внимание на недостатки. Микроархитектура Zen3 — прекрасное современное решение.

Но эти прекрасные современные процессоры очень сложно купить — тем более, что и цены повысились. Переход APU (т. е. процессоров с интегрированной графикой) на Zen2 с увеличением количества ядер открыл для AMD рынок компактных настольных решений и мощных ноутбуков. Но настольные модели APU под AM4 официально поставляются только сборщикам систем, попадая в розницу ограниченно, а ассортимент ноутбуков на новых решениях тоже пока оставляет желать лучшего. Компании удалось сохранить для новых решений ту же платформу АМ4, однако разобраться с вопросами совместимости в случае конкретных плат не всегда просто.

То же самое касается и «старых» подешевевших процессоров: официально им не положено работать на новых платах, так что «на вырост» не купишь. Часть производителей плат эти рекомендации проигнорировала, но неофициально, что увеличивает неразбериху. В общем, масса шероховатостей, которые год-два назад компании бы просто простили, а сейчас — нет.

Intel же под конец года выпустила новые мобильные процессоры Tiger Lake — наконец-то на новой микроархитектуре и новом техпроцессе. Кроме того, на следующий год был обещан апгрейд LGA1200 процессорами с «новыми» ядрами, пусть и по старому техпроцессу. Да и по серверным и HEDT-решениям нового поколения появилась масса информации. Понятно, что все это уже дела наступившего года. Но благодаря им часть читателей авансом отдала голоса Intel, что и сделало картину такой, какой мы ее видим. А оправдаются ли ожидания и как будет выглядеть конкуренция между партнерами-антагонистами далее — скоро узнаем.

Системы охлаждения для CPU​

noctua.gif deepcool.jpg bequiet.png coolermaster.png
brand2020goldsmall.jpg brand2019silversmall.jpg brand2019silversmall.jpg brand2019bronzesmall.jpg
18,8%15%14,6%9,6%

Обитатели первых трех строчек списка сохранили свои позиции. Но если вглядеться в цифры, то можно обратить внимание на несколько изменений. Noctua хоть и лидирует, но ее отрыв уже не столь впечатляющий. be quiet! удалось схватить «серебро», поскольку ее доля голосов стала очень близка к доле DeepCool — в таких случаях мы помещаем два или даже три бренда на одну ступень пьедестала. А поскольку за счет этого освободилась «бронза», ее получила CoolerMaster, опередившая, кстати, Zalman.

Системные платы​

asus2014.png gigabyte_logo.gif asrock.jpg
brand2020goldsmall.jpg brand2019silversmall.jpg brand2019bronzesmall.jpg
45,7%21,9%15,4%

2020 год в сегменте материнских плат предложил новое семейство чипсетов Intel 400 с сокетом LGA1200 под десктопные процессоры 10-го поколения, поэтому на рынок массово вышли материнские платы на базе Intel Z490, B460 и более бюджетные решения. Компания AMD, громогласно выступив в 2019 году как с процессорами Ryzen 3-го поколения, так и с чипсетом X570 для них, в 2020 году выпустила чуть более бюджетный чипсет B550, поэтому производителям материнских плат и тут нашлась работа.

Прошедший год в очередной раз подтвердил лидерство компании Asus в категории материнских плат, хотя процент поданных за нее голосов чуть упал по сравнению с 2019 годом. Однако все равно данный бренд устойчиво владеет умами почти половины проголосовавших. И действительно, ассортимент у Asus чрезвычайно широк и охватывает все ценовые сегменты. Для платформы AMD новых флагманов выпущено не было, хотя AMD выпустила свое самое лучшее 5-е поколение Ryzen. Чипсет под них остался тем же — Х570, плюс более бюджетный В550, и под маркой Asus вышло немало материнских плат на базе AMD B550, например Asus ROG Strix B550-E Gaming или Asus ROG Strix B550-F Gaming (WiFi). Более массовый выпуск был приурочен к выходу нового поколения процессоров Intel, и поэтому мы успели протестировать приличное количество плат на базе Intel Z490 под брендом Asus: например, ROG Maximus XII Hero (Wi-Fi), самое топовое решение ROG Maximus XII и др.

На второе место читатели поставили продукцию компании Gigabyte, чуть улучшившей свое положение — получившей больше голосов, чем по итогам 2019 года. Понятно, что у этого бренда также вышло очень много плат и на Intel Z490 (и более бюджетных чипсетах 400-й серии), и на AMD B550. Среди них были и модели премиальной серии Aorus, славящейся своими «наворотами» в области системы питания и «фишками» для оверклокеров — например, Gigabyte Z490 Aorus Xtreme Waterforce с огромным водоблоком (или вариант без такового — Gigabyte Z490 Aorus Xtreme). Не забыт и сегмент профессиональных решений для создателей контента, серия Vision: в нем у Gigabyte вышли платы как для процессоров Intel 10-го поколения (например, Gigabyte Z490 Vision G), так и для AMD Ryzen (Gigabyte B550 Aorus Master на базе B550).

Третье место по итогам 2020 года заняла компания ASRock. У нее огромный ассортимент плат на всех последних чипсетах, в том числе мы протестировали ASRock Z490 Phantom Gaming-ITX/TB3 и ASRock Z490 Steel Legend.

Производитель модулей памяти​

kingston.jpg samsung.png cruciallogo.jpg
brand2020goldsmall.jpg brand2019silversmall.jpg brand2019bronzesmall.jpg
21,4%17,9%15,6%

Samsung занимает второе место с 2017 года, хотя в 2015-м компания вообще «вылетала» из тройки. Kingston же на первом месте уже более десяти лет — своеобразный рекорд. В целом группа достаточно консервативная, в ней сложно как-то выделиться. Но приходится бежать, чтобы хотя бы остаться на месте: в частности, в этом году на четвертое место отправилась компания Corsair, долгие годы удерживавшая второе место, затем переместившаяся на третье, и вот теперь «выпавшая» из тройки. И дело явно не в том, что продукты компании стали хуже — просто активность по их продвижению на нашем рынке снизилась. В итоге теперь на третьем месте Crucial — бренд Micron для розничного рынка. Когда-то эта компания и в пятерку лидеров не входила, потом долгое время занимала четвертое место, почти сравнявшись с Corsair в прошлом году, а в этом его обогнала. Хотя, повторимся, нельзя сказать, что кто-то из производителей стал работать хуже — или, напротив, радикально лучше. И ассортимент у всех схожий. Так что тут, возможно, на предпочтения читателей начинают влиять позиции участников в других сегментах рынка, а конкретно с оперативной памятью «выделиться» давно уже сложно.

Разработчик графических процессоров (GPU) для ПК​

nvidia.png amd.gif intel.gif
brand2020goldsmall.jpg brand2019silversmall.jpg brand2019bronzesmall.jpg
67,3%25,9%6,8%

В этой категории много лет почти ничего не меняется: примерно две трети голосов читатели отдают Nvidia, далее с большим отставанием идет AMD, ну а интегрированные графические решения Intel берут свои несколько процентов (вполне возможно, что в 2021 году ситуация изменится, если Intel наконец-то выпустит дискретные GPU). Но все же в расстановке сил произошли некоторые небольшие изменения, и AMD в этот раз получила чуть меньше голосов, чем в 2019 году, несмотря на то, что они наконец-то выпустили флагманские решения Radeon RX 6800 XT и RX 6900 XT.

Эти топовые видеоускорители догнали соперников из стана Nvidia в традиционных играх с использованием растеризации и получили поддержку новых возможностей DirectX 12 Ultimate, включая аппаратную трассировку лучей, но по производительности в играх с трассировкой лучей видеокарты Radeon значительно уступают аналогичным по цене GeForce. Возможно, во многом поэтому компания Nvidia набрала еще несколько процентов по сравнению с прошлым годом, а AMD потеряла: в 2019-м у них была почти треть голосов, а в 2020-м — лишь чуть больше четверти.

Лидером же категории осталась компания Nvidia, выпустившая в прошедшем году очень сильную линейку ускорителей графики, от мощнейшей и очень дорогой GeForce RTX 3090 до значительно более доступной GeForce RTX 3060 Ti — все новинки компании предложили заметно лучшие показатели производительности по сравнению с аналогичными видеокартами из предыдущей серии GeForce RTX 20, в том числе при аппаратной трассировке лучей, которая все чаще применяется в новых играх. В итоге компания получила даже больше голосов, чем годом ранее — чуть более двух третей.

И все бы хорошо, но мы не можем не посетовать на положение дел с фактически полным отсутствием всех новых решений в продаже, что затмило весь позитив от их выхода. Почти ничего из новинок в магазинах вы не увидите, а если что-то и найдется, то по значительно более высокой цене, до двух раз и более! К этому привел целый ряд факторов, включая повышенный спрос на новые GPU со стороны игроков и майнеров (увы, в конце года добыча криптовалют на GPU снова стала весьма прибыльной), а также явно недостаточные темпы производства новых графических процессоров на фабриках TSMC и Samsung. Так что от 2021 года мы ждем улучшения ситуации с доступностью видеокарт по нормальным ценам, но это точно произойдет не раньше весны.

Видеокарты​

asus2014.png gigabyte_logo.gif msi2014.png
brand2020goldsmall.jpg brand2019silversmall.jpg brand2019bronzesmall.jpg
33,7%17,9%15%
Подробные результаты голосования «iXBT Brand 2020 — Выбор читателей»

2020-й ознаменовался тем, что более полугода был стабилен и предсказуем в плане выпуска видеокарт. До осени шли стандартные поставки решений на основе GPU 2019 года (Nvidia GeForce RTX 20 Super, GTX 16 Super, AMD Radeon RX 5000). Конечно же, пандемия подстегнула интерес к ПК, поэтому видеокарты раскупали более интенсивно. Однако осенью случилась целая волна анонсов совершенно новых архитектур GPU как у Nvidia (GeForce RTX 30), так и у AMD (Radeon RX 6000). И вот тут уже «все смешалось в доме Облонских».

Выставленные очень привлекательные рекомендованные розничные цены в сочетании с крайне скудными поставками привели к сильнейшему дефициту всех новых видеокарт, резкому росту цен, активизации перекупщиков и т. п. К тому же крайне сильно выросший курс криптовалют привел к всплеску интереса к видеокартам со стороны майнеров, скупивших все остатки предыдущих поколений видеокарт и, разумеется, посягнувших и на хилые потоки новинок.

Тем не менее, даже с учетом такого хаоса на рынке видеокарт у читателей все же прослеживается четкая тенденция в предпочтениях, где первое место среди производителей видеокарт по-прежнему прочно занимает компания Asus. Да, за последние годы процент голосов за этот бренд сильно упал, однако в 2020 году процент отданных за Asus голосов (33,7%) почти в 2 раза выше, чем за Gigabyte/Aorus (17,9%) на втором месте. Причиной тому стал огромный ассортимент новых видеокарт (которые, правда, очень тяжело купить) с добротными и тихими системами охлаждения (например, Asus ROG Strix GeForce RTX 3070 OC Edition, Asus TUF Gaming GeForce RTX 3080 OC Edition, Asus TUF Gaming GeForce RTX 3090 OC Edition). Второе место по-прежнему уверенно занимает компания Gigabyte, выпускающая, как и Asus, видеокарты «на два фронта»: GeForce и Radeon. Можно вспомнить Gigabyte GeForce RTX 3090 Gaming OC 24G, Gigabyte Aorus GeForce RTX 3080 Xtreme 10G, Gigabyte Radeon RX 6800 XT Gaming OC 16G. А вот с бронзовым призером ситуация изменилась по сравнению с голосованием в 2019 году. Если тогда MSI поделила третье место с Sapphire, то теперь последняя сильно отстала и выпала из первой тройки, так что в данном случае «бронзу» получает уже единолично компания MSI. Этот производитель также выпускает полный спектр решений в области видеокарт — как Radeon, так и GeForce. Разумеется, ассортимент компании включает и флагманские ускорители, и более дешевые линейки без изысков: MSI GeForce RTX 3090 Suprim X 24G, MSI GeForce RTX 3090 Gaming X Trio 24G, MSI GeForce RTX 3080 Gaming X Trio.

А что остальные производители? На четвертом месте — Palit, представивший, кажется, максимально возможное количество видов видеокарт на основе GeForce RTX 30, и если раньше голоса за эту компанию позволяли ей входить лишь в первую пятерку, то сейчас популярность бренда растет. Не исключаем, что уже по итогам 2021 года Palit сможет претендовать на призовое место. Прежний бронзовый призер Sapphire откатился аж на пятую позицию, и это понятно, так как новинки в виде Radeon RX 6000 пока в серьезном дефиците и до потребителей банально не доехали. Остальные производители видеокарт довольствуются более скромным признанием аудитории, причем их популярность коррелирует с наличием/отсутствием маркетинговой работы и пиара на российском рынке (и наличием/отсутствием выделенных сотрудников/офисов в России).

Внутренние жесткие диски 3,5”​

wd2014.jpg seagate_331137.jpg toshiba1.gif
brand2020goldsmall.jpg brand2019silversmall.jpg brand2019bronzesmall.jpg
47,4%27,7%15,4%

Если на рынке осталось всего три производителя, то говорить о лидерах и аутсайдерах сложно. Традиционно 9,5% нонконформистов отдали свои голоса HGST, хотя этого бренда на рынке уже нет: процесс слияния с WD закончился. Сама же WD традиционно занимает первое место — тут без изменений, хотя бывали у нее результаты и повыше (причем существенно). На втором месте не менее традиционно Seagate, на третьем — Toshiba. У последней количество голосов примерно равно рыночной доле, Seagate больше покупают, чем «любят», а WD — наоборот. Все это стало уже настолько привычным, что, скорее всего, раньше жесткие диски окончательно уйдут с рынка, чем расклад изменится. А с учетом того, что и первое не произойдет еще как минимум несколько лет, комментировать результаты голосования в этой группе будет все сложнее и сложнее.

Внутренние твердотельные накопители (SSD)​

samsung.png kingston.jpg wd2014.jpg
brand2020goldsmall.jpg brand2019silversmall.jpg brand2019bronzesmall.jpg
53,7%10,3%6,1%
Подробные результаты голосования «iXBT Brand 2020 — Выбор читателей»

Неизвестно, что должно произойти, чтобы Samsung лишился первого места в этой категории. Производителей вроде бы много, но эта компания уже второй год подряд собирает больше половины голосов. Возможно, потому что не слишком увлекается играми в бюджетном сегменте, которые сильно портят репутацию прочих участников. В ассортименте Samsung тоже есть модели на QLC-памяти, однако линейки Qvo (как старые модели семейства 860, так и появившиеся в прошлом году 870) не пытаются прикинуться чем-то бо́льшим, чем являются, да и используют «полноценные» контроллеры. Плюс добротные середнячки Evo (как SATA, так и NVMe), плюс последние оставшиеся на массовом рынке SSD на MLC-памяти семейств 860 Pro и 970 Pro — всего этого достаточно для того, чтобы, даже приобретая что-то подешевле, считать именно продукты Samsung эталонными. Как видим, реноме компании не подпортило даже то, что новейшие SSD с поддержкой PCIe 4.0 семейства 980 Pro, несмотря на название, используют TLC-память (логичнее было бы назвать их 980 Evo). Кому-то другому такое могли бы не простить — но не Samsung. С чем мы компанию и поздравляем.

Равно как поздравляем бренд Kingston, пятый год подряд занимающий вторую строчку. Тут совсем другая ситуация: моделей много на любой вкус и кошелек, причем именно бюджетные SSD Kingston (несмотря на все особенности продуктов данного класса) уверенно держат лидерство по розничном продажам. А кому этого мало, тот может приобрести и накопитель среднего класса (с любым из двух интерфейсов), и даже оптимизированные для тяжелых нагрузок модели серии DC — Kingston является одним из немногих производителей, готовых продавать такие решения не только крупными партиями по контракту, но и просто в розничных магазинах.

И особые поздравления — WD. Результаты работы компании на этом рынке наконец-то замечены читателями, что и обеспечило третье место в рейтинге. Впрочем, к этому мы были готовы и в прошлом, и даже в позапрошлом году — когда суммарная доля голосов за WD и SanDisk (второй бренд компания пока сохраняет как отдельный) начала «тянуть» на третье место. Но в этом году — вообще без оговорок. Что любопытно, Seagate пока таким похвастаться не может: хотя компания выпускает все более и более интересные SSD, доля голосов за нее находится в районе тех же 2%, которые получались и вовсе без продуктов. Посмотрим, как дела пойдут дальше — все-таки этот рынок пока еще не забронзовел. Из тройки впервые за последние пять лет «вылетел» Intel: компания явно охладела к потребительскому рынку, свернув практически все интересные требовательным пользователям линейки. Plextor, который в 2014-м занимал второе место с минимальным отрывом от первого, в этот раз не попал даже в десятку. Тут разве что Samsung может не волноваться за свое место, хотя... кто знает, кто знает.

Компьютерная и портативная акустика​

sven_logo.png jbl.jpg edifier.png
brand2020goldsmall.jpg brand2019silversmall.jpg brand2019bronzesmall.jpg
23,4%18,5%13,8%
Подробные результаты голосования «iXBT Brand 2020 — Выбор читателей»

Компания Sven в этом году сделала почти невозможное и не только вновь ворвалась в тройку лидеров, но и оказалась на первом месте. Причем со значительным отрывом от прошлогоднего победителя — JBL. Победа вполне заслуженная: Sven крайне динамично развивала линейки мультимедийной и портативной акустики, представив десятки новых продуктов: от активной настольной акустики Sven MC-30 до многочисленных бумбоксов и даже довольно оригинальных решений, таких как компактная колонка Sven HA-930. В общем, рецепт успеха получился довольно простым: по-настоящему много новых устройств, их доступность широкому кругу пользователей, достойный уровень качества — и первое место обеспечено.

Бренд JBL, принадлежащий Harman International Industries, которая в свою очередь является дочерней компанией Samsung Electronics, в прошедшем году как-то не особо баловал новинками. А те, что вышли, оказались весьма неоднозначными и публикой были встречены прохладно. Крайне ожидаемая JBL Pulse 4 получилась красивой, но сравнительно дорогой и с довольно спорным звучанием, что расстроило давних поклонников бренда, привыкших к чуть ли не лучшему в классе звуку. Однако наличие у JBL большого спектра действительно знаковых и популярных портативных колонок не дало бренду опуститься ниже второго места — запас лояльности пользователей «за прежние заслуги» у него крайне значительный.

Компания Edifier также потеряла одну позицию, очутившись на почетном третьем месте. Бренд живет своей жизнью, постепенно обновляя продуктовую линейку — вот, к примеру, популярные акустические системы R-серии получили ряд нововведений. В целом же Edifier также довольно давно создал себе отличную репутацию, запаса которой хватит еще не на один год. То же самое можно сказать и про бренд Microlab, который после стремительного возвращения в лидеры компании Sven опустился на четвертое место: обновленная в 2019 году легендарная линейка Solo не теряет своей актуальности и сегодня.

Вспомнили наши читатели и про Sony, Creative и Logitech, которые стабильно находятся где-то в середине нашего рейтинга. Свои интересные продукты у компаний есть, но вновь обошлось без больших хитов. Хотя весьма оригинальная акустика для вечеринок на свежем воздухе Sony GTK-PG10 оказалась очень интересным продуктом. Отдельно хочется порадоваться присутствию в рейтинге брендов, которые принято считать «премиальными»: от Bose до пока не так широко известного в России Klipsch.

Умные колонки​

yandex.jpg jbl.jpg applelogo.jpg googlehome_979309.jpg
brand2020goldsmall.jpg brand2019silversmall.jpg brand2019bronzesmall.jpg brand2019bronzesmall.jpg
40,1%19%9,9%9,2%

Лидер в этой номинации был очевиден и обошел всех конкурентов с огромным отрывом — конечно же, это Яндекс. Компания продолжает вести агрессивную маркетинговую политику, активно развивает голосовую помощницу Алису и собственную экосистему «умного дома», что обеспечивает ей стабильный рост популярности. В конце 2019 года была представлена «Яндекс.Станция Мини», да и обычная «Яндекс.Станция» не особо потеряла в актуальности. Это обеспечило хорошее начало года, потом интерес публики активно подогревался колонками других производителей с Алисой внутри, ну а финальным аккордом стал выход «Яндекс.Станции Макс», которая окончательно закрепила положение «Яндекса» в качестве «царя горы» на ближайшее время.

На втором месте — вновь компания JBL. И вновь немалую роль в этом сыграла общая лояльность пользователей к бренду. Но если в прошлый раз мы отмечали, что кроме работающей с Google Assistant серии JBL Link «умных колонок» у компании нет, то теперь в ее линейке есть сразу два решения с Алисой: JBL Link Music и JBL Link Portable, которые оказались весьма и весьма интересными. Компании Google и Apple вновь разместились на третьей и четвертой строчке, но поменялись местами — теперь Apple впереди, но разрыв вновь минимален. Apple HomePod по-прежнему официально в Россию не поставляются, но приобрести их особого труда не составляет — для настоящего поклонника «яблочных» устройств это явно не проблема.

Вновь порадовало присутствие в рейтинге Amazon со своими колонками, работающими с собственным голосовым помощником Alexa: значит, для целого ряда наших читателей общение на английском и других иностранных языках — не проблема (поскольку русский Алекса по-прежнему не поддерживает). Про колонку «Капсула» Mail.ru и ее ассистента Марусю вспомнили очень немногие участники голосования — проекту еще явно есть куда развиваться. А вот за Prestigio стоит порадоваться. Хоть и скромненько, в конце списка, но она появилась в рейтинге благодаря сразу двум продуктам: Prestigio Smartmate c Алисой и Prestigio SmartVoice с Марусей.

Гарнитуры TWS​

applelogo.jpg xiaomi.png sennheiser.jpg sony.gif
brand2020goldsmall.jpg brand2019silversmall.jpg brand2019bronzesmall.jpg brand2019bronzesmall.jpg
16,8%14,8%11,2%11,2%
TWS-гарнитуры продолжают свое победное шествие: наушники «со шнурком» можно увидеть уже лишь у самых заядлых поклонников классики. Первая тройка при этом осталась прежней. Впереди планеты всей — Apple, анонсировавшая в конце октября 2019 года AirPods Pro, которые наряду с не теряющими актуальности другими моделями «подсов» легко обеспечили ей лидерские позиции. И вряд ли в наступившем году что-то изменится, даже если анонсов новых TWS-гарнитур от сосредоточившейся на полноразмерных решениях компании мы пока не увидим.

Xiaomi вновь заняла второе место за счет количества предлагаемых решений и их доступности — под своими и дружественными брендами она выпустила несколько достойных внимания моделей. Ну и про немалых размеров фанбазу тоже не стоит забывать. Кстати, сделавшая много интересного для Xiaomi компания 1more заняла всего лишь 10-ю строчку рейтинга. В чем явно есть заслуга и ряда уже давно зарекомендовавших себя моделей, и новой 1More TWS ANC In-ear (EHD9001TA), которая получилась далеко не идеальной, но все же очень интересной.

На третьем месте снова Sennheiser, что вполне логично: у бренда нет такого количества поклонников, как у Apple, а стоимость продуктов основательно повыше, чем у Xiaomi. Зато в плане качества гарнитуры немецкого производителя остаются одними из самых лучших. В прошлом году компания обновила свою флагманскую модель Momentum True Wireless, в которой провела основательную «работу над ошибками», реализовав если и не все, то очень многие пожелания покупателей первой версии. А ближе к концу года еще и выпустила несколько более доступную гарнитуру Sennheiser СХ 400BT, в которой сохранила важнейшие черты передовой модели.

На четвертом и пятом месте у нас снова Sony и JBL. Самая громкая новинка первой — полноразмерные WH-1000XM4, а вот с интересными TWS-решениями пока затишье. Под брендом JBL вышли вполне заслуживающие внимания наушники JBL Tune, но они несколько затерялись на фоне многочисленных новинок других производителей. Немного жаль, что компания Samsung добралась лишь до 6-й позиции — ее Galaxy Buds Live оказались крайне интересным и оригинальным решением. А вот за отвоевавшую еще одну позицию компанию Huawei можно только порадоваться — ее наушники FreeBuds 3i (они же Honor Magic Earbuds) получились вполне конкурентоспособными, несмотря на не самую низкую цену.

Акустические системы Hi-Fi/Hi-End и мультирум​

jbl.jpg yamaha.jpg harman.png
brand2020goldsmall.jpg brand2019silversmall.jpg brand2019bronzesmall.jpg
20,5%17,4%11,3%

В этом сегменте традиционно большое значение имеет не только наличие громких новинок и ярких маркетинговых кампаний, но и наработанная годами репутация. Потому первые пять позиций стабильно остаются за JBL, Yamaha, Harman Kardon, Pioneer и B&W. В прошлом году вперед вырвалась Yamaha, в этом — JBL. Если помнить, что бренд JBL принадлежит компании Harman Kardon, то позиции последней оказываются еще более впечатляющими.

Игровые гарнитуры​

logitech.jpg hyperx.png asus2014.png
brand2020goldsmall.jpg brand2019silversmall.jpg brand2019bronzesmall.jpg
19,5%16,1%10,4%

В 2020 году Asus/ROG удалось опередить Sennheiser и занять третье место. А вот лидеры неизменны, да еще и доли их «зрительских симпатий» за год подросли. Тем интереснее будет запомнить этот момент и вернуться к нему через год, ведь бренд HyperX выкупает компания HP, а ее ресурсы по продвижению, вероятно, велики.

Игровые манипуляторы и устройства ввода​

logitech.jpg a4tech.jpg razer.jpg
brand2020goldsmall.jpg brand2019silversmall.jpg brand2019bronzesmall.jpg
39,7%13,6%7,7%

Сколько бы лет ни подводили мы итоги в этой номинации, пятерка лидеров не меняется. Logitech, как и прежде, удерживает лидерство, A4Tech со своей серией Bloody на втором месте благодаря дешевизне, а Razer — на третьем, потому что имеет в своем арсенале ряд зарекомендовавших себя моделей.

В этой номинации интересно другое. Вроде бы остальные производители создают годные клавиатуры и мыши, ничуть не хуже конкурентов. Однако они год от года отгрызают друг у друга доли процента и не укрепляют свои позиции. Очень жаль, поскольку решения они предлагают интересные, но для завоевания рынка мало просто создать хороший продукт. Одновременно надо работать над узнаваемостью бренда.

Игровые консоли​

sony.gif microsoft.jpg nintendo.jpg
brand2020goldsmall.jpg brand2019silversmall.jpg brand2019bronzesmall.jpg
65%27,9%7,1%

Sony впереди со своей PlayStation — картина привычная. За нее проголосовали 65% пользователей. Повод открывать шампанское? Как бы не так. В прошлом году было 70,7%!

Куда более веский повод для праздника имеет Microsoft со своими консолями Xbox. В 2019 году за них проголосовали 17,5%, а в 2020-м — уже 27,9%! И это в СНГ, где Xbox часто не рассматривается для покупки, поскольку предлагает все то же самое, что и высокопроизводительный ПК.

Причиной успеха являются и сервис «игры по подписке» Xbox Game Pass, и обратная совместимость для игр с самого первого Xbox, и покупка игровых студий, среди которых легендарные Bethesda, Obsidian, Ninja Theory, id Software, Arkane. Несмотря на то, что в прошлом году Microsoft из крупного представила лишь консоль нового поколения Xbox Series X, в перспективе она предлагает куда больше компании Sony.

Что касается Nintendo, то ее позиции сдуваются: падение с 11,8% до 7,1%. Забавно, поскольку в остальном мире это самая продаваемая игровая консоль.

Цифровые фотоаппараты​

canon.gif sony.gif nikon.jpg lumixlogo.jpg fujifilmlogo.jpg
brand2020goldsmall.jpg brand2019silversmall.jpg brand2019silversmall.jpg brand2019bronzesmall.jpg brand2019bronzesmall.jpg
37,3%22,1%22,1%4,8%4,4%

Здесь Canon привычно побеждает, а вот дальше интереснее. Sony не то чтобы рвется вперед, но как минимум «лежит в направлении мечты». За год компании удалось догнать Nikon и потеснить ее на второй ступени пьедестала. «Бронзу» сразу же схватили на пару Panasonic Lumix и FujiFilm. Но в целом движение ограничивается единицами процентов голосов, а чаще десятыми долями процента. Неужели рынок цифровых фотоаппаратов устоялся и здесь больше не будет прорывов?

Объективы для цифровых фотоаппаратов​

canon.gif sony.gif nikkor.png zeiss.png
brand2020goldsmall.jpg brand2019silversmall.jpg brand2019silversmall.jpg brand2019bronzesmall.jpg
31,6%12,5%12,3%11,3%

Canon — лидер, и наверняка останется им в ближайшие годы. А вот длинный хвост преследователей преобразился. Участники — те же, но распределение голосов в этот раз совсем другое. Sony смогла-таки реализовать свои амбиции и обошла «заклятого партнера» — Carl Zeiss, а заодно и Nikon Nikkor. Что ж, теперь верхние три строчки победителей в этой номинации повторяют то, что мы увидели в номинации цифровых фотоаппаратов.

ЖК-мониторы​

samsung.png lg1.gif dell.jpg
brand2020goldsmall.jpg brand2019silversmall.jpg brand2019bronzesmall.jpg
18,9%16,6%12%

Пройдет, наверное, сто лет, а в лидерах номинации «ЖК-мониторы» так и будут Samsung, LG и Dell. Сложно представить, что́ должно произойти, чтобы расстановка изменилась. Так случится, разве что, если Apple выпустит свои мониторы. Хотя погодите...

Проекторы​

epson.jpg benq2014.jpg asus2014.png
brand2020goldsmall.jpg brand2019silversmall.jpg brand2019bronzesmall.jpg
21,1%15%9,2%

А вот в «Проекторах» жизнь намного интереснее. Epson и BenQ никуда уходить, понятно, не собираются. Но давайте вспомним, чье же место заняла Asus? LG! А где теперь этот бренд? Он в опросе 2020 года занял лишь шестое место. Sony и Acer вместе поднялись на один шаг к вершине.

Телевизоры​

samsung.png lg1.gif sony.gif
brand2020goldsmall.jpg brand2019silversmall.jpg brand2019bronzesmall.jpg
34,1%29,5%13%

Еще одна сверхстабильная номинация: за все годы голосования победители здесь не менялись. Впрочем, стоит, наверное, сказать, что сама номинация появилась только год назад. И тем не менее!

Две корейских компании вместе получили две трети голосов. Следом за ними — Sony со «скромными» 13 процентами. Интересно, что Xiaomi на «закадровом» четвертом месте за год потеряла больше двух процентов голосов — нетипично для этого бренда, купающегося в народной любви.

Лазерные принтеры и МФУ (цветные и ч/б)​

hp.gif canon.gif kyocera.jpg
brand2020goldsmall.jpg brand2019silversmall.jpg brand2019bronzesmall.jpg
32,8%22%11,5%
Подробные результаты голосования «iXBT Brand 2020 — Выбор читателей»

Уже который год в этом сегменте сохраняется стабильность: «пьедестал почета» тот же, что и в прошлом году, и в позапрошлом, слегка меняется лишь распределение голосов между победителями. Если год назад компании HP (первое место) и Kyocera (третье) немного прибавили за счет серебряного призера, Canon, то в этом году обладатель второго места не только сохранил его, но и немного наверстал упущенное.

А все потому, что давно уже не было действительно ярких премьер. Даже широко разрекламированная линейка HP Neverstop Laser, анонсированная полтора года назад и за прошедший год имевшая возможность «набрать обороты», так и не сумела в полной мере завоевать сердца (и кошельки) покупателей — даже с ней компания HP в нашем голосовании потеряла больше трех процентов голосов, хотя и сохранила лидерство.

Brother немного упрочился на четвертом месте, а Epson приподнялся, перекочевав с шестой на пятую ступеньку. Вероятно, здесь дело не в реальном присутствии этой компании на рынке лазерной печатающей техники, поскольку она уже немало лет предлагает струйные аппараты в сегментах от SOHO до корпоративного, а просто участники невнимательно читают название раздела голосования и привносят в него свои симпатии к струйным моделям Epson.

Скорее всего, тем же самым объясняется и присутствие в списке (пусть и на предпоследнем месте) компании Fujifilm, которая вообще не выпускает лазерной техники офисного класса.

На место Epson спустился Xerox, с существенным отставанием за ним следуют Panasonic и Ricoh, поменявшиеся ступеньками.

Присутствие в голосовании брендов Oki и Lexmark по-прежнему ближе к уровню статистической погрешности, к ним примыкает вновь появившаяся в списке Konica Minolta. Причина подобного положения тоже прежняя: отсутствие у этих производителей популярных моделей, рассчитанных не на корпоративный, а на массовый сегмент.

Беспроводное оборудование Wi-Fi​

keenetic.png tp-link.jpg asus2014.png mikrotiklogo.jpg
brand2020goldsmall.jpg brand2020goldsmall.jpg brand2019silversmall.jpg brand2019bronzesmall.jpg
17,8%17,6%14,2%8,6%

Keenetic удержал лидерство, но теперь «золото» ему приходится делить с TP-Link, который год назад был всего лишь бронзовым медалистом. Xiaomi/Redmi в этой номинации появились впервые — и сразу вскочили на пятое место. Еще бы чуть-чуть — и оказались бы на пьедестале вместо Mikrotik. Можно отметить и успех Huawei (шестое место), которая всерьез взялась за роутеры — отчасти, вероятно, для продвижения своей экосистемы с поддержкой проприетарной надстройки Wi-Fi 6+.

Сетевые хранилища (NAS)​

synology.jpg wd2014.jpg qnap.jpg
brand2020goldsmall.jpg brand2019silversmall.jpg brand2019bronzesmall.jpg
36,4%19,2%14,1%

Год назад мы с интересом отметили начавшееся в сегменте сетевых хранилищ движение: впервые за многие годы WD и QNAP поменялись местами. Что ж, теперь все вернулось на свои места, а лидер — по-прежнему Synology.

Корпуса​

fractal.png aerocoollogo_99762.jpg coolermaster.png zalman.gif tt2.png
brand2020goldsmall.jpg brand2019silversmall.jpg brand2019bronzesmall.jpg brand2019bronzesmall.jpg brand2019bronzesmall.jpg
18,6%10,3%9,1%9%9%

За прошедший год в результатах опроса в данной категории произошли небольшие изменения. По-прежнему тут лидирует Fractal Design, а вот на второе место уверенно вырвалась компания Aerocool, поднявшись с прошлогодней шестой позиции. Отдадим должное, компания довольно активно работает на розничном рынке, предлагая большое количество недорогих продуктов на любой вкус, в том числе и с подсветкой.

Далее плотной группой идут лидеры рынка: Cooler Master, Zalman и Thermaltake. be quiet! и NZXT сохранили свои позиции. Стабильность — признак мастерства! А вот компанию Corsair потеснила на восьмом месте Asus.

Как показывает практика, этот сегмент имеет высокую инерционность, поэтому ждать тут резких изменений не стоит, а чтобы переместиться на верхние строчки, нужно активно работать не один год или иметь бренд, раскрученный в других сегментах, с соответствующей маркетинговой и рекламной поддержкой.

Блоки питания​

seasonic.jpg bequiet.png chieftec.jpg corsair-logo2016.png
brand2020goldsmall.jpg brand2019silversmall.jpg brand2019bronzesmall.jpg brand2019bronzesmall.jpg
18%12,7%10,3%10,

По сравнению с прошлым годом изменения произошли, но носят они эволюционный характер. Лидером осталась компания Seasonic. «Серебро» в этом году получает марка be quiet!, которая в прошлом году была бронзовым призером. Вообще, за последние два года be quiet! проделала большой путь с восьмого до второго места в нашем рейтинге.

«Бронзу» теперь делят Corsair и Chieftec, в прошлом году этот же тандем получил «серебро». А один из лидеров былых лет FSP Group откатилась аж на восьмое место.

Узнаваемость марки Super Flower также заметно возросла, в этом году она заняла десятое место, поднявшись на два пункта.

Рынок блоков питания имеет очень низкую динамику изменения предпочтений, но определенные процессы идут и здесь, так как рынок довольно конкурентный, что и демонстрируют результаты былых лидеров FSP и Inwin на фоне тех же be quiet! и Corsair.

Моноблоки​

applelogo.jpg asus2014.png lenovo_logo.jpg dell.jpg hp.gif
brand2020goldsmall.jpg brand2019silversmall.jpg brand2019silversmall.jpg brand2019bronzesmall.jpg brand2019bronzesmall.jpg
32,5%13,6%13,2%12,8%12,6%

Для этого форм-фактора компьютеров год вообще выдался неудачным: продажи снизились, тогда как у всех остальных ПК и ноутбуков — выросли. Причина лежит на поверхности: пандемия и удаленная работа. Домашние пользователи и ранее предпочитали ноутбуки, а при необходимости в стационарном компьютере покупался большой монитор, к которому при нехватке места прикручивался мини-ПК, а иначе подключалось что-то большое и мощное. Моноблоки же лучше всего смотрелись в офисах — но как раз в офисы в 2020 году техника закупалась ограниченно. В общем-то, и количество проголосовавших в этой категории вдвое меньше, чем пару лет назад — показательный симптом.

А в таких условиях ожидать изменения в распределении ролей невозможно. Про iMac знают все — даже те, кто на дух не переносит продукцию Apple. Моноблоки Asus, Lenovo, Dell и HP тоже видели многие — в основном как раз в офисах. Вся эта четверка и набрала почти поровну: разница между вторым и пятым местом в этом году составила всего-то 17 голосов. Dell, чтобы в этот раз опять формально войти в тройку, не хватило всего шести проголосовавших! Так что во многом это дело случая. А вот очередное убедительное первое место Apple на случайность не спишешь, но оно вполне заслуженное с любой точки зрения. Даже с технической, поскольку ничего подобного Apple iMac 27” (2020) не делает больше никто.

Ноутбуки и трансформеры​

asus2014.png lenovo_logo.jpg applelogo.jpg
brand2020goldsmall.jpg brand2019silversmall.jpg brand2019bronzesmall.jpg
25,1%15%12%

Сектор ноутбуков в прошедшем году был как бы не самым оживленным в плане наличия значимых изменений. В начале года вышли мобильные процессоры AMD Ryzen 4000-й серии, и мало кто смог остаться к этому равнодушным. Точнее, крайне неравнодушны были потенциальные покупатели, а вот производители ноутбуков явно сопротивлялись некоей силе, назовем ее инерцией, и объявляли новые модели на AMD довольно вяло, а уж с их доступностью в России временами дело обстояло и вовсе грустно. Конечно, последнее было отчасти вызвано пандемией и сопутствующими таможенными и логистическими проблемами.

Так или иначе, ноутбуки на Ryzen 4000 появились и прекрасно показали себя в тестах как в производительной категории (модели H всерьез соперничали с топовыми настольными процессорами прошлых поколений), так и в ультрамобильной (модели U обеспечивали быструю работу, оставаясь в рамках скромного TDP). И если некоторые производители ноутбуков не торопятся выпустить желанные новые линейки на AMD, мы просто купим продукцию тех производителей, кто это сделал, правильно?

Компания Intel, например, точно заметила происходящие изменения, но в середине года смогла ответить лишь довольно невнятными процессорами Comet Lake, не выдерживавшими сравнения по производительности с новинками AMD — во всяком случае, пока их не раскочегаришь до 90 Вт. Но ближе к концу года появилось и новое поколение процессоров Tiger Lake, на новом техпроцессе, с повышенной производительностью, улучшенным графическим ядром и поддержкой Thunderbolt 4, так что в ближайшее время ситуация обещает стать интереснее.

Впрочем, противостояние AMD и Intel — тема старая и не особо стучащая пеплом в сердце, хотя именно в сегменте ноутбуков позиции AMD никогда не были хоть сколько-нибудь сильны (и теперь это должно измениться). Однако главный сюрприз подкрался незаметно (иначе это был бы плохой сюрприз!) — со стороны Apple, сменившей не просто поставщика процессоров, но и их архитектуру. О пришествии ARM в бытовой немобильный сегмент рассуждали давно (со времен появления смартфонов в современном понимании), однако пока все говорили и тестировали концепцию (см. хромбуки), Apple взяла и сделала.

Опять же, производители долго обсуждали, насколько мощными могут быть ARM-процессоры, потянут ли они Windows, а если не потянут, то готов ли массовый пользователь к переходу на Linux, Chrome OS или еще что-нибудь новое. А Apple перевела на ARM всю свою линейку ноутбуков (с настольными компьютерами процесс движется в том же направлении), включая MacBook Pro, при этом сохранила привычный интерфейс macOS и сделала так, чтобы никто не ощутил нехватки производительности. Да, отчасти это достигнуто административными методами: Apple — один из немногих производителей, способных заявить, что со следующего месяца мы переезжаем в другой город, к назначенному числу всем собраться и принести новую версию своих приложений, а кто не придет — выкинем с парохода современности. Но ведь работает! Кто-то успел пересобрать свои приложения к анонсу, кто-то подтянулся позже, плюс, разумеется, были готовы важные для экосистемы приложения самой Apple, плюс был создан универсальный транслятор Rosetta 2 для запуска того, что еще не пересобрано. Успех этого начинания очевиден, и очень интересно посмотреть, что будет дальше. Китайские производители ноутбуков (Lenovo, Huawei), во всяком случае, уже объявили о выпуске линеек на ARM-процессорах. В 2021 году могут начаться действительно серьезные изменения в отрасли.

Если же говорить о популярных в 2020-м брендах, то тут почти нет сюрпризов. Первое место уже много лет занимает Asus, и голосовавших можно понять: компания предлагает буквально всё. Самые мощные (де-факто стационарные) ноутбуки, производительные и мобильные, изящные и ультрамобильные, игровые, имиджевые, с новыми (иногда экспериментальными) технологическими решениями, топовые и бюджетные… И цена во всех случаях оказывается достаточно привлекательной. В частности, именно Asus мы обязаны радостью от первых тестирований ноутбуков на Ryzen 4000. Второе место — в очередной раз за Lenovo, и в отношении этого бренда можно, наверное, сказать почти все то же самое. Линейки Thinkpad и Yoga известны уж никак не менее, чем ZenBook и VivoBook. В арсенале Lenovo есть как технологичные флагманские решения, так и рабочие лошадки, плюс традиционные связи в корпоративном секторе. Третье место и места у пьедестала почета в разные годы занимали «традиционные» производители, вроде Dell, HP, Acer и MSI, а в последнее время наши читатели все больше привечают «смартфонные» бренды — Xiaomi, Huawei и Honor. Однако значимый процент голосов всегда доставался стоя́щему особняком бренду, который в этот раз вошел в призовую тройку, и, согласитесь, это очень символично.

Наверное, это в первую очередь аплодисменты прорыву Apple — во всяком случае, нам сложно представить, что значительная часть Windows-пользователей выбросила в помойку свой (тем более — не свой, а корпоративный) ноутбук и побежала за макбуком. Да и недешевы они для простого эксперимента. Но как раз вот тут в ближайшие годы вполне можно ожидать сколь угодно резкого изменения правил игры.

Носимая электроника (умные часы, умные очки и фитнес-браслеты)​

xiaomi.png applelogo.jpg samsung.png
brand2020goldsmall.jpg brand2019silversmall.jpg brand2019bronzesmall.jpg
31,4%20,2%13,2%

Какие бы бури ни бушевали в 2020-м, но расклад на рынке носимой электроники и, как следствие, результаты голосования наших читателей в соответствующей номинации практически не изменились. Первая пятерка — точно такая же, и распределение по местам внутри нее тоже идентично прошлогоднему. Заметим, однако, что Apple уменьшила свой отрыв от лидера — Xiaomi. Видимо, дело в действительно успешной модели Apple Watch SE, сделавшей умные часы из Купертино с практически флагманской функциональностью еще доступнее, а также в нашумевшем внедрении функций, связанных со здоровьем: это определение уровня кислорода в крови (пульсоксиметр, SpO2), измерение ЭКГ (ранее в России недоступное) и вариабельности сердечного ритма.

Остальные компании, попавшие в десятку, практически сохранили свои проценты. Разве что Withings выбыла из рейтинга, а вместо нее появилась (на последней строчке) Zepp. И это закономерно: совсем молодой бренд, «отпочковавшийся» от Amazfit, активно заявил о себе в 2020-м и уже стал заметным игроком, а в следующем году наверняка укрепит свое положение.

Смартфоны​

xiaomi.png samsung.png applelogo.jpg
brand2020goldsmall.jpg brand2019silversmall.jpg brand2019bronzesmall.jpg
30,5%19,1%15,6%

По итогам года первая пятерка в номинации «Смартфоны» осталось точно такой же, как в году предшествующем. Что еще раз подтверждает незыблемую истину: пока толстый сохнет, тонкий сдохнет. В сложных и довольно непривычных для всех участников рынка условиях пандемии свои позиции удержали самые крупные бренды. Очевидно, при закрытых розничных магазинах и отсутствии людей на улицах, рынок смартфонов не только не «схлопнулся», а наоборот, испытывал и продолжает испытывать дефицит.

Беспрецедентный по масштабам кризис затронул все без исключения рынки, но рынок смартфонов выправился одним из первых и начал показывать рост. Даже в условиях пандемии и самоизоляции люди продолжили тратить деньги на товары электроники, и конечно, на самый любимый из них — на смартфоны.

В итоге дефицит компонентов для производства перерос в дефицит самих готовых смартфонов. Пользователи смели ходовые модели Xiaomi, царящей в бюджетных сегментах, и наконец обратили пристальное внимание на новичка рынка — Realme. Кризис в какой-то мере даже поспособствовал росту продаж смартфонов этой марки, что подтверждается подъемом бренда Realme с девятого места сразу на седьмое. Пожалуй, это единственная яркая вспышка в рейтинге смартфонов на фоне полной стабильности в выборе предпочтений читателей.

Что касается самых ярких моделей, выпущенных в минувшем 2020 году, то вот некоторые из них. Лидер рейтинга, компания Xiaomi, отметилась, по традиции, сразу россыпью моделей, ставших «любимыми», среди них Redmi Note 9 Pro, Mi 10T Pro, а также представитель суббренда — Poco X3 NFC.

Упомянутая Realme также выдала несколько востребованных моделей, среди них совсем бюджетная Realme C3 и более дорогая, но практически не имеющая изъянов отличная Realme 6 Pro.

Samsung приятно удивила всех совершенным Samsung Galaxy Note20 Ultra, а Huawei ответила таким же совершенным Mate 40 Pro (или наоборот).

Apple в очередной раз встряхнула рынок не столько очередной серией iPhone 12, сколько «хайпом» вокруг отсутствия зарядного устройства в комплекте. Примером американской компании, естественно, не преминул воспользоваться корейский конкурент, а в новом году за ними наверняка последуют китайские производители в большинстве своем.

OnePlus выдал стабильно качественный флагман OnePlus 8 Pro, а тайваньская Asus, наоборот, отметилась продуктом «не для всех» — игровым смартфоном ROG Phone 3. Ну а японская Sony после спорного весеннего Xperia 1 II к концу года выдала идеальный компактный флагман Sony Xperia 5 II, хотя и это не помогло ей подняться с нижних ступенек рейтинга.

Малая бытовая техника​

bosch.jpg tefallogo.jpg redmond.jpg
brand2020goldsmall.jpg brand2019silversmall.jpg brand2019bronzesmall.jpg
26,7%13,5%11,6%

В этом году тройка лидеров поменялась: в нее неожиданно «впрыгнул» Tefal (причем аж с восьмого места в 2019 году). Подвинуть с первого места традиционного лидера — Bosch — ему не удалось, а вот Redmond ему свое место уступил. И кто бы что ни говорил про «я не обращаю внимания на рекламу», но, сдается нам, это все-таки она, родимая. Philips из тройки и вовсе выбыл, несмотря на некогда весьма серьезную репутацию этого бренда. Xiaomi, которая несколько лет стремительной ракетой рвалась в тройку лидеров и в 2019-м максимально приблизилась к цели (четвертое место), в 2020-м, наоборот, откатилась на пятое. Еще два отечественных бренда, входящих в первую десятку в 2020 году, поведение демонстрируют разное: если Bork «сидит» на 6-7-м месте вот уже много лет, то Kitfort, год от года продвигающийся вверх не «ракетными» темпами, но бодро и уверенно, в 2020-м как раз в первую десятку вошел: восьмое место.

Продолжают тенденцию к медленному сползанию вниз два таких некогда громких имени, как Braun и Kenwood, покинула первую десятку DeLonghi. Ну а если пытаться анализировать ситуацию в целом, во временно́й перспективе, то становится очевидной одна тенденция: если в прошлые годы в первой десятке был всего один отечественный бренд, то в 2020 году их уже два, а в 2021-м стать третьим явно претендует Polaris (сейчас занимающий одиннадцатое место). Отличная тенденция, мы считаем!

Крупная бытовая техника​

bosch.jpg lg1.gif samsung.png
brand2020goldsmall.jpg brand2019silversmall.jpg brand2019bronzesmall.jpg
25,3%16,3%13,1%

Первая тройка в номинации крупной бытовой техники не меняется с момента появления самой номинации: на первом месте ушедший в недосягаемый отрыв Bosch, за ним — время от времени меняющиеся местами Samsung и LG: LG занимала второе место в 2017, 2018 и 2020 гг., Samsung — в 2016 и 2019 гг. Еще один образец стабильности — Electrolux, которая со своего четвертого места не сходила никогда. А учитывая, что совместно первые четыре места собирают порядка 60% голосов, можно сделать вывод, что предпочтения большей половины наших читателей за прошедшие 5 лет практически не менялись.

Продолжает удерживаться в первой десятке белорусский Атлант — немым укором российским производителям, которых там нет вообще. Xiaomi в этом году опять побила свой личный рекорд, заняв шестое место — глядящие на нее снизу Gorenje, Liebherr, Miele, Indesit и Hotpoint-Ariston застыли в немом удивлении. Довольно резко поднялась Candy — с 20-го места в прошлом году на 16-е. Кажется, регулярные тестирования на iXBT.com неплохо способствуют популяризации марки ;) В целом же мы можем констатировать, что незыблемость первой четверки делает аналитику в данной области довольно скучным занятием. Впрочем, есть одна интрига: вдруг в следующем году Xiaomi удастся невозможное?

Электроинструменты​

bosch.jpg makita.jpg dewalt.png
brand2020goldsmall.jpg brand2019silversmall.jpg brand2019bronzesmall.jpg
35,6%21,5%9,2%

Первые семь мест в пользовательском рейтинге брендов электроинструментов остались за теми, кто занимал их годом ранее. Серебряный медалист позапрошлогоднего голосования — Hitachi — не смог оправиться от ребрендинга в Hikoki и застрял на 11-м месте.

Садовая техника​

bosch.jpg husqvarna.jpg makita.jpg
brand2020goldsmall.jpg brand2019silversmall.jpg brand2019bronzesmall.jpg
22,3%19,9%14,2%

В области садовой техники переворотов мы и не ждали. Лидеры рейтинга поменялись местами, но это можно списать на «погрешность измерений» или влияние какой-нибудь недавней маркетинговой кампании: разрыв между двумя верхними строчками составляет чуть больше двух процентов. Тем не менее, можно поздравить Bosch с возвращением на вершину.

Вертикальные пылесосы​

dysonlogo.jpg xiaomi.png bosch.jpg
brand2020goldsmall.jpg brand2019silversmall.jpg brand2019bronzesmall.jpg
32,7%13,1%11,4%

Эта номинация у нас появилась впервые, поэтому анализировать изменения мы не можем — остается попытаться понять причины выбора. Первое место абсолютно закономерно: компания Dyson является пионером в этой области и делает очень качественные и многофункциональные продукты. Хотя, конечно, для русскоязычного сегмента интернета выбор несколько необычный: ведь продукция этой компании не только хороша, но и изрядно дорога. Видимо, сказывается тот фактор, что вертикальные аккумуляторные пылесосы люди с низким доходом, как правило, просто не покупают. Второе место Xiaomi тоже предсказуемо: это как раз более бюджетная альтернатива Dyson, здесь китайская компания занимает свою привычную нишу.

Следующие шесть имен хорошо знакомы пользователям традиционных пылесосов: Bosch, Samsung, Karcher, LG, Philips, Electrolux. Здесь тоже все понятно: «крупнокалиберная артиллерия» вдруг осознала, что появился новый большой рынок, а они почему-то не при делах — и стремительно включилась в гонку. Посмотрим, что будет дальше: пока что суммарный процент голосов у Dyson и Xiaomi примерно такой же, как у всей этой шестерки вместе взятой.

Роботы-пылесосы​

xiaomi.png irobot.jpg samsung.png
brand2020goldsmall.jpg brand2019silversmall.jpg brand2019bronzesmall.jpg
48%15,1%8,9%

Несмотря на инновационность самого продукта, консервативность выбора читателей iXBT в данной номинации цветет махровым цветом: с момента ее появления первые два места стабильно делят iRobot и Xiaomi (правда, занять первое iRobot удалось только один раз из четырех). За ними третьим всегда следует Samsung, четвертым (тоже всегда!) — LG. Далее, опять-таки иногда меняясь друг с другом, следуют Philips и iLife. Ну а дальше речь уже идет о таких единицах процентов, что становится неинтересно. Из феноменов 2020 года можно отметить резкое падение рейтинга iClebo — этот бренд перекочевал с седьмого места на пятнадцатое. Ну а о брендах в нижних строчках рейтинга можно с уверенностью сказать только одно: каждый год очень много новых.

Автоэлектроника (видеорегистраторы, радар-детекторы и прочее)​

xiaomi.png playme.png Garminlogo.png
brand2020goldsmall.jpg brand2019silversmall.jpg brand2019bronzesmall.jpg
26,2%16,1%

В предыдущем опросе отмечался неожиданный взлет торговой марки Xiaomi: она сходу заняла вторую строчку в рейтинге автомобильной электроники. Это легко объяснялось общей популярностью бренда Xiaomi, а отнюдь не количеством или качеством его автомобильных регистраторов. Поэтому, кстати, «рейтинг популярности» правильнее называть «рейтингом узнаваемости».

Теперь, когда Xiaomi со свистом обогнала Playme и сбросила его с вершины пьедестала, можно констатировать полнейший успех тактики и стратегии бренда. Кто не знает о чайниках, пылесосах, зубных щетках и тысячах других устройств, продающихся под именем Xiaomi? Все знают. А кто слышал об утюгах Playme или Navitel? Никто. Вот и причина. Даже неплохой товар вряд ли продашь быстро. Но стоит нацепить шильдик Xiaomi — и курсор сам вспрыгивает на кнопку «Оплатить заказ». Хитро. Но, как видим, сверхэффективно.

Playme, с его огромным выбором разномастных, скромных, но надежных устройств, сместилась на второе место. Вероятнее всего, ниже бренд опуститься не может. Ведь политика компании направлена на постоянное расширение парка устройств, что ведет к повышению цитируемости, и, соответственно, узнаваемости.

Третье место на пьедестале в 2020-м году вновь занял Garmin — вот уж точно не благодаря популярности своих регистраторов, которых всего-то три-четыре модели (а по сути — одна модель с разными характеристиками). Скорее всего, читатель в глаза не видел эти гаджеты. Зато о навигаторах Garmin не слышал только совсем недалекий пользователь, что и дает бренду возможность удерживаться в тройке лидеров.

Лучший дистрибутор​

marvel.jpg 3logic.jpg netlab.png
brand2020goldsmall.jpg brand2019silversmall.jpg brand2019bronzesmall.jpg
20%17,9%13,7%

«Марвел-Дистрибуция» вернула себе лидерство, утраченное в 2018 году, когда компанию сместили на третью позицию Merlion и 3Logic. В 2019 году дистрибутор предпринял попытку вернуться на ведущую позицию, но смог завоевать лишь серебро. Тем не менее, ушедший год стал крайне важным для компании. В 2020 году «Марвел-Дистрибуция» приобрела контрольный пакет в организациях, составляющих группу компаний Хайтед, занимающую ведущие позиции в области автономного и резервного энергоснабжения, энергоэффективных технологий и сервисного обеспечения на территории России и Казахстана. Это даст возможность укрупненной организации реализовывать масштабные проекты по созданию, например, ЦОДов, логистических терминалов или газовых энергоцентров. Таким образом, «Марвел-Дистрибуция» уже давно вышла за рамки дистрибуторского бизнеса и является сервисной компанией с широким спектром услуг для своих партнеров.

3Logic лишь немногим в абсолютных цифрах уступил «Марвел-Дистрибуции», заняв вторую позицию. Этот дистрибутор не сильно «светится» в медийном пространстве, в ключевых отраслевых рейтингах не фигурирует, в крупных государственных тендерах не участвует. Тем интереснее было, когда в 2020 году 3Logic стали единственным участником тендера на поставку в структуры МВД 156 серверов на отечественных процессорах «Эльбрус-8С» за 270 млн рублей. По итогам 2019 года юрлицо дистрибутора продемонстрировало оборот в 18 млрд рублей, и есть все признаки того, что компания набирает обороты и ушедший год станет для нее одним из лучших в истории.

На третьей строчке закрепился широкопрофильный российский дистрибутор «Сетевая Лаборатория» (Netlab). Хотя в новостных сводках компания появляется нечасто, этот дистрибутор является одним из крупнейших партнеров таких компаний, как Bosch, TP-Link, Zyxel, D-Link и многих других.

Внутренние трудности компании Merlion, вероятно, повлияли на итоговую расстановку сил в номинации. Компания выбыла из тройки лидеров, чего еще не случалось с момента появления «дистрибуторской» категории в нашем ежегодном опросе. В октябре 2020 года владельцы Merlion — Олег Карчев, Владислав Мангутов и Алексей Абрамов — были задержаны по делу об организации убийства. В нынешнем виде компания существует с 2004 года, но ее история началась в 1992 году с основания фирмы Elsie. Надеемся, что в текущем году крупнейший российский IT-дистрибутор уладит все неприятности и сможет бороться за одно из призовых мест в нашей номинации.


Лучший розничный продавец​

dns.png citilink-logo2014.png mvideologo.jpg onlinetrade.jpg rozetkalogo.jpg
brand2020goldsmall.jpg brand2019silversmall.jpg brand2019bronzesmall.jpg brand2019bronzesmall.jpg brand2019bronzesmall.jpg
33,7%20,8%6,9%6,7%6,2%

Результаты «розничной номинации» лишь немногим отличаются от прошлогодних. Первое место сохранилось за одним из крупнейших компьютерных интернет-магазинов России DNS/Technopoint. Серебро снова взял второй по размерам и объемам розничный продавец Ситилинк. А вот с третьей позиции ОнЛайн Трейд сместила компания М.Видео (но обе они, вместе с украинской Rozetka, получают «бронзу»). Крупнейший ритейлер в области техники и электроники смог извлечь выгоду от повсеместных карантинных мер в ушедшем году. Многие их магазины работали как точки выдачи, а широкий ассортимент и большие складские запасы позволили отгружать населению телевизоры, смартфоны, ноутбуки и иные средства домашних развлечений в значительных количествах.

Если же сложить голоса М.Видео с голосами, отданными за Эльдорадо (эта сеть магазинов теперь входит в группу М.Видео), то успех становится еще более очевидным. Осмелимся, однако, сделать предположение, что это максимальная позиция бренда М.Видео в нашем опросе. На 2021 год и далее группа М.Видео-Эльдорадо приняла решение выплачивать дивиденды в размере «от 100% прибыли». Это означает, что рост сети закончился. Вкладывать в открытие новых магазинов, развитие новых форматов, улучшение сервиса и торговых площадей акционеры не намерены. Поставлена цель с 2021 года забирать всю прибыль компании на иные новые проекты.

2020-й стер с розничной карты компанию «Юлмарт»: прошлой весной организация была окончательно признана банкротом. Некогда популярная компания Just, перенявшая принципы и идеологию гремевшей в свое время «Ультры», закрыла все офлайновые магазины и перешла на модель работы исключительно через сторонние пункты выдачи. Теряют популярность и старожилы рынка, такие как Ф-Центр и Олди: в нашем рейтинге эти компании не смогли преодолеть даже барьер в 1%. Более того, некогда «референсный» в нашем рейтинге и тестировании Ф-Центр теперь и вовсе разделился: наиболее старый магазин сети у метро Бабушкинская более не относится к бренду Ф-Центр и витиевато зовется Compeo. Из магазинов, ориентированных исключительно на IT-оборудование, в десятке лидеров остались только Регард и Никс.


iXBT
 
Назад
Сверху Снизу