Не верьте SMS: как обезопасить себя и свои банковские карты от жуликов

Severnyj

Команда форума
Супер-Модератор
Ассоциация VN/VIP
Сообщения
8,399
Реакции
8,744
Баллы
743
По данным статистики, пластиковые банковские карты мы используем все чаще. Только за прошлый год частота их применения увеличилась более чем на треть. В таких условиях вопрос безопасности выходит на первый план, тем более что мошенники становятся все изобретательнее. Как обезопасить себя и свои карты от жуликов, прибегающих к обману с помощью SMS, рассказывают в Банке России.

Банковские карты давно и прочно вошли в жизнь каждого из нас. Пользоваться этим современным средством платежа просто и удобно, и потому миллионы граждан каждый год оплачивают товары и услуги на триллионы рублей.



Инфографика "ПД"


Однако как бы ни старались специалисты защитить такие карты, как бы быстро ни шагали технологии в финансовой сфере, не отстают и мошенники, изобретающие все новые формы обмана и ежегодно снимающие с чужих карт миллиарды рублей. Причем для этого им порой не нужны какие‑то особые знания, потому что помогают им наше невежество, невнимательность и надежда на авось.

Как уберечь свои сбережения и не стать жертвой обмана?

Все рассказали соцсети

Истории о хищении денег с банковских карточек хорошо известны СМИ, в редакции которых звонят и пишут лишившиеся средств граждане.

Например, Елена, одна из читательниц "ПД", рассказала, как пытались обмануть ее мужа Сергея.

Однажды на его телефон пришло SMS, в котором приятель по прежней работе просил срочно скинуть ему на карту 50 тыс. рублей. Тот ответил, что готов дать взаймы, но только при личной встрече. Тогда приятель сказал, что сам приехать не сможет и вместо него будет брат Илья (а такой действительно существует, хотя лично и не знаком с мужем нашей читательницы). Однако что‑то все же насторожило Сергея, он перезвонил приятелю, который удивился и сообщил, что и не думал просить в долг.

"Не выкладывайте всю информацию о себе и своей семье в социальных сетях, мошенникам раздолье… Будьте бдительны!" – призывает Елена.

Помогите, попал в аварию

Другая история закончилась, увы, не так благополучно. Однажды Иван Иванович, включив мобильник, получил SMS якобы от своего племянника, который сообщил, что виноват в серьезной аварии, однако дело можно уладить, если… заплатить 100 тыс. рублей.

Что подвигло мужчину срочно бежать к банкомату, чтобы перевести названную сумму, до сих пор остается загадкой. Так же как и то, почему он не дозвонился до своего племянника или других родственников и не выяснил, на самом ли деле произошло то дорожно-транспортное происшествие.

Тем не менее деньги он перевел, а спустя время оказалось, что его любимый племянник не то что в аварию не попадал, но даже в этом месте никогда не был.

"Сегодня существует масса людей, которые пытаются заработать любым способом, в том числе и мошенническим", – рассказывает председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. Они обзванивают людей, высылают им SMS, прося помощи или сообщая, что те стали победителем конкурса такой‑то радиостанции. И, чтобы получить приз, им необходимо перечислить энную сумму денег на определенный адрес.

"Прежде чем расставаться с наличными, будьте внимательны и подумайте, сколько вы потратили сил, чтобы заработать тысячу, 5 тыс. или даже 100 рублей", – говорит эксперт.

Сначала позвоните

В Центральном банке Российской Федерации (Банке России) подтверждают: рассылка SMS от имени родственников, друзей или (чаще всего) детей и внуков, которые якобы попали в беду и им необходимы деньги, чтобы из нее выбраться, – довольно популярный способ мошенничества. Реакция на такое сообщение, как правило, весьма бурная, поэтому в порыве эмоций некоторые люди тут же переводят деньги злоумышленникам. Чтобы не стать жертвой этого вида мошенничества, при получении SMS подобного содержания прежде всего нужно позвонить на известный вам номер телефона родственника или друга, от имени которого пришло сообщение, и убедиться, что с ним все в порядке.

Лжебанк сообщает

Нередко при рассылке SMS мошенники прикрываются именем Банка России или крупного коммерческого банка. Гражданин получает сообщение с текстом примерно следующего содержания: "Ваша банковская карта заблокирована. Информация по телефону (дальше указан номер). ЦБ РФ". В качестве отправителя может быть указан короткий номер 900, а также номера с кодом 8800. Вместо "ЦБ РФ" может быть указано "Служба безопасности ЦБ", или "Centrobank", или "Сбербанк". Напуганный грозным предупреждением гражданин тут же звонит по указанному в сообщении номеру и попадает в фальшивую службу безопасности якобы Банка России или Сбербанка. Здесь его убеждают в том, что в системе произошел сбой, и предлагают подойти к ближайшему банкомату и провести операции, которые ему укажут, а также сообщить данные своей карты, чтобы ее можно было разблокировать (возможны и другие варианты).Банк России советует: чтобы не стать жертвой обмана, ни в коем случае не следует реагировать на такие сообщения и тем более совершать какие‑либо действия с картой, а также платежи.

Знайте: если вы перевели деньги мошенникам, то никакие заявления в банк или полицию уже не помогут, ведь фактически вы сделали это по своей воле. Следует иметь в виду, что ЦБ не работает с гражданами, то есть не принимает вклады и не выдает кредиты, не открывает банковские счета, не блокирует карты, не выплачивает никакие компенсации или выигрыши. Более того, Банк России не рассылает и SMS.

"Если вы получили сообщение якобы от имени Банка России, просто проигнорируйте его и ни в коем случае не перезванивайте по телефонному номеру из SMS. А вот позвонить в банк, выпустивший вашу карту, и убедиться, что с ней все в порядке, будет нелишним. Только сделайте это по номеру, указанному на обратной стороне карты", – советует представитель Банка России.

Только за 2016 г. с банковских карточек мошенники украли более 1,65 млрд рублей. Могут ли граждане, пострадавшие от действий аферистов, рассчитывать на компенсацию? Центробанк разъясняет: после получения заявления клиента банк проводит служебное расследование, по результатам которого принимает решение о возмещении ущерба. На возмещение можно рассчитывать, если держатель карты не нарушал условия ее использования, в том числе соблюдал меры по безопасности, и обратился в банк не позднее дня, следующего за днем получения от банка уведомления о совершении операции. Если кража денег с карты стала следствием вашей собственной неосмотрительности, если вы сами сообщили преступникам свои персональные данные, банк может не возвращать деньги.

  • Никогда не сообщайте незнакомцам данные своей карты (ее номер, ПИН-код, CVV-код, кодовое слово и т. д.), даже если они представляются работниками банка или государственных структур. Последние могут проверять лишь ваши персональные данные (кодовое слово, дату рождения или номер паспорта).
  • Не храните логин и пароль на своем смартфоне: в электронном сообщении, в виде заметки или для "автоматического заполнения" при открытии интернет-сайта или приложения. Эта информация станет золотой жилой для мошенников в случае утери или кражи вашего телефона.
  • Не сообщайте о себе слишком много сведений в социальных сетях, например, клички домашних животных, которые вы можете использовать в качестве паролей.
  • Если речь заходит о деньгах, например, вам предлагают какие‑то призы, выплаты, компенсации, проявите бдительность. И, как бы банально это ни звучало, не забывайте, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке.
  • Если вашу карту заблокировали, вы можете разблокировать ее в онлайн-кабинете, в мобильном банке, позвонив по телефону в банк. Подходить к банкомату для этого не нужно.
Текст: Марина Алексеева
Фото: Pixabay.com

Не верьте SMS: как обезопасить себя и свои банковские карты от жуликов
 
Сверху Снизу