Обзор корпуса Zalman X3

Когда-то в далеком прошлом, имя компании Zalman ассоциировалось с необычными системами охлаждения, красивыми и дорогими корпусами. Но современная экономика изменчива и диктует свои условия. В результате, Zalman сначала сделала ставку на средний сегмент шасси, а затем и вовсе ушла, что называется, в «бюджет». Для тех, кто знает историю компании в целом, в данных трансформациях нет ничего удивительного. Мало кто вообще смог бы остаться «в деле» после той серии проблем, что постигали этого производителя несколько раз за прошедший период. Но компания смогла и не единожды. И после очередного возрождения даже создавала симпатичные серии продуктов. Например, исполинский X7, который к нам в тестовую лабораторию так и не добрался. Да, это лишь остатки былого величия, но тем не менее. А для данного обзора нам удалось найти чуть менее редкий, но неплохой экземпляр под названием Zalman X3.
01-zalman-x3.jpg
Характеристики
МодельZalman X3
Страница продуктаzalman.com
Тип корпусаMidi-Tower
Размеры, мм480 (В) x 212 (Ш) x 433 (Г)
МатериалСталь, ABS пластик, закаленное стекло (4 мм)
Вес, кг8,7
ЦветЧерный
Форм-факторATX, MicroATX, Mini-ITX
Устройства 5,25″
Устройства 3,5″ внешние
Устройства 3,5″ / 2,5″ внутренние2 / 2+1 (один 2,5″ диск можно поставить вместо 3,5″)
Поддерживаемое количество слотов расширения7
Вентиляторыпередние — 3 х 120 мм (установлены) / 2 х 140 мм
верхние — 2 х 120 / 140 мм
задний — 1 х 120 мм (установлен) / 140 мм
Интерфейсные разъемы2 x USB 2.0, 2 x USB 3.0, два 3,5-мм разъема для микрофона и наушников
ПрочееЛегкосъемные боковые панели, окно из закаленного стекла на левой панели, три передних и один задний 120-мм вентилятор с ARGB подсветкой, встроенный контроллер ARGB подсветки и питания вентиляторов, пылевой фильтр нижней панели, кронштейн поддержки длинных видеокарт
Средняя стоимость, грн3799

Упаковка и комплект поставки
Корпус поставляется в продажу в яркой упаковке с цветной полиграфией на бортах. На коробке есть всё, что нужно покупателю — изображения продукта, перечисление его достоинств, технические характеристики и даже прорезные ручки по бокам для переноски. От повреждений корпус защищен мягкими вспененными демпферами, пластиковым пакетом и наклейками на стекле во избежание царапин.
02-zalman-x3.jpg
Комплект деталей можно найти в отсеке накопителей. Он спрятан там в небольшой белой коробке. Здесь можно обнаружить:
  • инструкцию по сборке;
  • диагностический динамик;
  • переходник под крестовую отвертку для монтажа стоек материнской платы;
  • пять одноразовых пластиковых кабельных стяжек;
  • тряпочку из микрофибры для очистки бокового стекла;
  • четыре заглушки для USB портов и две для 3,5-мм разъемов;
  • восемь удлиненных винтов для 3,5″ жестких дисков;
  • четыре резиновые прокладки для 2,5″ накопителей;
  • четыре удлиненных винта для 2,5″ накопителей;
  • шесть стоек материнской платы;
  • восемь корпусных шестиугольных винтов;
  • 22 мелких винта для материнской платы и 2,5″ накопителей.
03-zalman-x3.jpg
Внешний вид
Zalman X3 очень старается выглядеть загадочно. И частично его создателям эта задумка удалась. Дело в том, что передняя панель сформирована из завернутых Г-образно металлических боковин, которые закрывают собой значительную часть фронта. Посередине между ними пролегает вертикальная полоса мелкоячеистой вентиляционной сеточки, за которой угадываются очертания предустановленных вентиляторов. Белая надпись Zalman нанесена справа внизу. И кстати, корпус существует и в белом варианте расцветки. И даже смотрится в нём интереснее, чем в чёрном.
04-zalman-x3.jpg
Внешние порты и кнопки собраны в углублении на передней части верхней панели. Здесь есть по два порта USB 3.0 и USB 2.0, переключатель подсветки, два 3,5-мм аудио-разъема для микрофона и наушников, кнопка запуска ПК, над которой находится синий индикатор питания и красный индикатор активности накопителей, и кнопка перезагрузки системы.

05-zalman-x3.jpg

Самое загадочное в данном шасси для человека, который первый раз его видит, это то, как снимаются боковые панели. А они просто отщелкиваются в стороны, поскольку удерживаются на нескольких стержневых креплениях. Никаких винтов или магнитов. Максимально легко и просто. После данного действия фронтальную панель можно рассмотреть полностью. И состоит она из пластиковой рамки и съемной металлической сетки.
06-zalman-x3.jpg
Передняя решетка держится на паре магнитов и нескольких защелках. Вопреки ожиданиям, пылевого фильтра здесь нет. Да, пыли будет больше. Но зато и потоку воздуха мешать не должно.
07-zalman-x3.jpg
За решеткой открывается доступ к трем предустановленным 120-мм вентиляторам с ARGB-подсветкой по периметру рамки. Примечательно, что для доступа к 140-мм посадочным отверстиям придется полностью снять фронтальную панель.
08-zalman-x3.jpg
В правую боковину встроено массивное закаленное стекло размером 305х360 мм, с 20% степенью тонировки. Справа внизу красуется надпись Х3.
09-zalman-x3.jpg
С обратной стороны панели стекло удерживается пластиковой накладкой и девятью винтами. Крепежные и направляющие штырьки наращены на рельсах снизу и сверху. Вдоль верхней и нижней грани передка наклеены полоски из мягкого материала.
10-zalman-x3.jpg
Правая боковина ровная и сплошная.
11-zalman-x3.jpg
Правая дверца с обратной стороны является зеркальной копией левой панели, только без стекла.
12-zalman-x3.jpg
Решетка верхней панели пластиковая, хотя и старательно замаскированная под шлифованный металл. По бокам есть небольшие выемки, за которыми прячутся светодиодные ленты. За продолговатыми массивными «прутьями» виднеется привычная металлическая сеточка вентиляции.
13-zalman-x3.jpg
Боковины слегка заходят и на заднюю панель, придавая ей интересный внешний вид. В целом тыльная часть организована просто и открыто. Вверху справа есть вентиляционная решетка с крупными сотовыми отверстиями. На неё можно повесить один 120-мм или 140-мм вентилятор. Семь слотов PCI закрыты многоразовыми вентилируемыми заглушками, причем без перемычек между ними. Блок питания можно установить исключительно вентилятором вниз.
14-zalman-x3.jpg

Из-под блока питания сзади извлекается длинный пылевой фильтр в виде сеточки на пластиковой рамке, который закрывает собой всю нижнюю панель.

15-zalman-x3.jpg
Отверстия фильтра совпадают с прорезями на основании корпуса, из-за чего возникает ощущение, что металлическое дно вообще отсутствует. Но на самом деле это не так.
16-zalman-x3.jpg
Пластиковые ножки по углам полые внутри и с мягкими наклейками снизу. Их высота составляет 20 мм. Передняя панель сделан в один уровень с нижней линией ножек. В ней есть выемка для удобства демонтажа.

17-zalman-x3.jpg
Посмотрим на внутреннее устройство шасси.

Внутреннее устройство
Корпус Zalman X3 поддерживает установку в вертикальном положении материнских плат формата ATX, MicroATX и Mini-ITX. Максимальная высота процессорного кулера равна 175 мм. Оптимальная длина плат расширения во всех слотах составляет 330 мм, при смонтированных впереди вентиляторах толщиной 25 мм. Длина блока питания с установленной корзиной накопителей не должна превышать 160 мм.
18-zalman-x3.jpg
Запас пространства под верхней панелью равен 25 мм до кромки материнской платы. Достаточно для вентиляторов, но мало для систем СВО, даже с учетом смещения крепежных отверстий.
19-zalman-x3.jpg

Сзади на вытяжку предустановлен 120-мм вентилятор с семью черными лопастями стандартной конфигурации. Все семь слотов расширения крепятся обычными винтами. Для большего удобства напротив винтов в боковой грани сделан вырез под отвертку.
20-zalman-x3.jpg
Вентилятор имеет маркировку ZM-RFD12OA и развивает скорость крыльчатки до 1500 об/мин. Срок наработки на отказ заявлен на отметке в 40000 часов. Разъем подключения к питанию трехконтактный, длина провода составляет 580 мм. Разъем подсветки представляет собой стандартный +5VDG на шлейфе длиной 580 мм. Подшипник гидравлический. Светодиодные элементы встроены по периметру массивной рамки с лицевой и тыльной стороны. На всех крепежных ушках с обеих сторон наклеены резиновые демпферы вибраций.
21-zalman-x3.jpg
22-zalman-x3.jpg
Кожух блока питания и поддон материнской платы окрашены в красивый белый цвет. Отверстий в кожухе на удивление немного — два для укладки проводов посередине и сзади, и одно впереди глубиной в 75 мм и шириной в 140 мм. Два лотка для 2,5″ накопителей закреплены сверху винтами с накатанной головкой.

23-zalman-x3.jpg
На передней панели внутри прикреплены три 120-мм вентилятора с ARGB-подсветкой, аналогичные тому, что расположен сзади.
24-zalman-x3.jpg
В передней части поддона есть пластиковая рамка для поддержки длинных видеокарт. Держится она на двух винтах с накатанной головкой и для неё можно регулировать высоту крепления, угол поворота и вылета планки. Поддержку можно применять для видеокарт длиннее 225 мм.

25-zalman-x3.jpg
На поддоне есть вырез для усилительной пластины кулера, пять отверстий для протяжки проводов и девять проушин для крепления кабельных стяжек. Дополнительно впереди находится две многоразовые липкие ленты для фиксации крупных проводов. Запас пространства по ширине до боковой дверцы составляет всего 10 мм в задней части поддона, и до 34 мм напротив углубления спереди.
26-zalman-x3.jpg
Вверху слева двумя винтами закреплен встроенный контроллер вентиляторов и подсветки. Для подключения всех проводов контроллер проще снять.

27-zalman-x3.jpg

Пластиковая накладка легко снимается с контроллера. Как видим, на печатной плате слева расположено шесть стандартных разъемов для вентиляторов, затем — два контакта от переключателя подсветки и еще два разъема на три контакта для подключения двух лент светодиодной подсветки от верхней панели. Снизу подключается кабель синхронизации с материнской платой и разъем питания Power SATA. По правой стороне есть шесть разъемов +5VDG для подключения подсветки. Два из шести портов с каждой стороны закрыты резиновыми заглушками, чтобы избежать короткого замыкания. Кстати, по центру еще есть мелкая кнопка, подписанная как «Speed». Но регулирует она не скорость вентиляторов, а скорость воспроизведения световых эффектов, записанных непосредственно в памяти устройства.
28-zalman-x3.jpg

29-zalman-x3.jpg





Спереди предусмотрена съемная корзина для двух дисков. Держится она на двух винтах с накатанной головкой. Через резиновые прокладки винтами тут можно зафиксировать два 3,5″ жестких диска, либо один 3,5″ и один 2,5″ накопитель. Запас пространства перед корзиной равен 35 мм.

30-zalman-x3.jpg
На посадочном месте блока питания нет ничего примечательного. Вместе с корзиной поместится БП длиной до 160 мм, с учетом изгиба проводов.
31-zalman-x3.jpg
Верхняя панель легко отсоединяется от корпуса, если потянуть её за выступ сзади. Кабеля на ней не закреплены. По бокам можно увидеть два рассеивателя для светодиодных лент.
32-zalman-x3.jpg
На верхней панели есть крупноячеистая решетка и два набора удлиненных посадочных отверстий, смещенных в левую сторону. Сюда можно закрепить два 120- или два 140-мм вентилятора. Но предварительно придется частично открутить левую ленту светодиодов, поскольку она перекрывает собой крепежные отверстия.
33-zalman-x3.jpg
Передняя панель тоже легко снимается вслед за верхней, если потянуть её снизу.
34-zalman-x3.jpg
А так выглядит фронтальная панель без пластикового обвеса. Она может принять три 120-мм или два 140-мм вентилятора. Либо СВО соответствующего формата.
35-zalman-x3.jpg
В набор кабелей от корпуса входит разъем HD Audio, колодка USB 2.0, колодка USB 3.0, четыре пары проводов от кнопок запуска и перезагрузки системы, индикатора питания и активности накопителей, кабель от кнопки управления подсветкой на два контакта и два кабеля на три контакта от светодиодных лент верхней панели. Все провода окрашены в черный цвет и имеют достаточную для подключения длину.

36-zalman-x3.jpg
Перейдем к сборке системы и тепловому тесту.

Сборка
Сборка системы в корпусе Zalman X3 осуществляется без замечаний. Разве что верхнюю светодиодную ленту придется снять перед тем, как прикручивать вентиляторы. Ко всем компонентам есть прямой доступ. Провода нормально укладываются за поддоном.
37-zalman-x3.jpg
Боковое стекло затенено сильно, но благодаря белому окрасу поддона материнской платы, через него частично видно содержимое системы.
38-zalman-x3.jpg
Подсветка вентиляторов получается контурной и мало освещает содержимое. Помимо пропеллеров по бокам верхней панели есть светодиодные ленты. ARGB-подсветка может работать автономно, и без синхронизации с материнской платой. Эффекты и цвета меняются нажатием кнопки «Led». А для переключения на контроллер материнской платы кнопку «Led» следует зажать на три секунды.

39-zalman-x3.jpg

Индикаторы активности накопителей и питания системы не слепят глаза ни под каким углом зрения.

40-zalman-x3.jpg

Тестовый стенд
Для тестирования эффективности охлаждения компонентов в корпусе Zalman X3 использовалась следующая конфигурация:
  • процессор: Intel Core i5-9600K (3,7@4,5 ГГц, 1,234 В);
  • кулер: Aardwolf Performa 10X, (2 x Noctua NF-A12x25 PWM — 2000 об/мин);
  • материнская плата: ASUS TUF Z390M-PRO GAMING (Intel Z390);
  • видеокарта: MSI N770 TF 2GD5/OC (Nvidia GeForce GTX 770);
  • память: HyperX Savage HX424C12SBK2/16 (2x4 ГБ, DDR4-2400, 12-13-13-35-2Т, 1,35 В);
  • твердотельный накопитель: Team MP34 M.2 PCIe SSD (512 ГБ, PCI Express 3.0 x4, NVMe 1.3);
  • жесткий диск: Western Digital WD2000JS-00MHB0 (200 ГБ, SATA 3Gb/s, 7200 об/мин);
  • блок питания: Chieftec Polaris PPS-750FC (750 Вт);
  • дополнительный вентилятор: 1 x 140 мм — Noctua NF-A14 FLX, 1200 об/мин;
  • термоинтерфейс: Noctua NT-H1.
41-zalman-x3.jpg
Методика тестирования
Тепловая нагрузка на процессор и видеокарту создавалась с помощью стресс-теста CPUID powerMAX версии 1.00.1 с использованием AVX инструкций в течении 10 минут. Нагрузка на жесткий диск производилась программой Crystal Disk Mark 6.0.2 х64. В конце цикла тестирования система работала 10 минут в холостом режиме для определения минимальных тепловых показателей. Температура окружающей среды равнялась 27 градусам Цельсия. Скорости вентиляторов процессорного кулера и видеокарты зафиксированы на максимальных оборотах. Пиковое энергопотребление системы составило 422 ватта. Под верхнюю панель был установлен один вытяжной 140-мм пропеллер. Тестирование проводилось в единственном режиме сравнения с открытым стендом. Все корпусные вентиляторы работали на максимальной скорости.
Результаты тестирования
42-zalman-x3.png
Схема охлаждения у Zalman X3 среднего уровня. Без критичных перегревов, но и не идеальная. Наибольший разрыв по температуре в шесть градусов у процессора и оперативной памяти, что указывает на некоторый застой воздуха в верхней части корпуса, даже при установленном там 140-мм вентиляторе. По видеокарте разница равна четырем градусам, то есть в целом охлаждается она хорошо. Температуры материнской платы и жесткого диска получились идентичными, что в корпусе, что снаружи. Разве что в простое диск в корпусе вентилировался на пару градусов лучше. Корпус подходит для систем в разгоне, особенно если для процессора используется жидкостное охлаждение. С другой стороны, если бы дизайнеры сделали переднюю и верхнюю панель более открытой, ситуация с вентиляцией была бы получше.

Выводы
Формально Zalman X3 является «топовым» корпусом во всей актуальной линейке шасси компании. Самым дорогим и самым прогрессивным. Но, по факту, он соответствует лишь «среднему классу» в линейках других ведущих брендов. В то время, как у самой Zalman есть гораздо более доступные по цене и не менее функциональные корпуса. С другой стороны, радует тот факт, что данное шасси получилось вполне годным продуктом, а не просто очередной манифестацией дизайнерских идей за большие деньги. Из инновационных идей тут стоит отметить исполнение и способ крепления легкосъемных боковых панелей, которые держатся без винтов и магнитов. У других производителей мне такое не попадалось. Само шасси сделано по стандартной сейчас схеме «двух объемов», но достаточно качественно. И как, это ни странно, очень хорошо организована задняя панель. Корпус вместителен, нормально вентилируется, имеет практически полный комплект пропеллеров с подсветкой и универсальным контроллером в придачу. Подсветка выполнена тоже симпатично, она не заливает радужным светом все внутренности, а лишь аккуратно подчеркивает некоторые грани шасси. Из пылевых фильтров фактически есть лишь нижний, сеточки впереди и сверху больше заточены под вентиляцию, чем под фильтрацию.

Критических недостатков у данного шасси нет. Но с точки зрения здравого смысла, дизайнерам стоило бы уменьшить площадь крыльев боковой панели спереди, и сделать верхнюю панель более прозрачной для воздуха. Это повысило бы качество вентиляции не в ущерб внешнему виду.
Лично у меня Zalman X3 вызывает ностальгию по тем временам, когда компания входила в когорту лидеров среди производителей компьютерных шасси. Но ничто не вечно под луной. Хотя кто знает, может со временем они смогут вернуть утраченные позиции. Можно ли рекомендовать Zalman X3 к приобретению? Да, если он вам симпатичен внешне и не отпугивает ценой. Это вполне нормальный корпус, способный пережить не один апгрейд.


Overclockers.ua
 
Назад
Сверху Снизу