Недавно глава Facebook Марк Цукерберг заявил о начале создания «метавселенной». Это новый тип виртуального пространства, принципиально отличающегося от существующего тем, что оно дает возможность ощущать физическое присутствие в цифровом пространстве.
Подобная концепция не нова, по крайней мере, в фантастической литературе она появлялась не раз. Писатели уже три десятка лет создают на страницах своих метавселенные, и зачастую получается, что такой технологический прорыв несет не только благо, но и создает новые угрозы. Мы решили разобраться, какие именно опасности, если судить по фантастике, могут нависнуть над цивилизацией при появлении метавселенных.
На дворе недалекое будущее (на самом деле, практически настоящее, но ведь роман писался в 1992 году). Государства лишились значительной части своего влияния и значимости, их место занимают франшизы, руководимые крупными корпорациями и мафией. Но даже тем, кто на самом верху, иногда хочется иметь больше. Один из таких людей находит способ превратить в рабов все население планеты — с помощью аналога компьютерного вируса.
Автор обращается к аналогии с низкоуровневым языком в программировании: понятные человеку команды в итоге раскладываются на нули и единицы, доступные машине, но уже не считываемые человеком. А что, если и людей можно запрограммировать сразу на низком уровне, так, чтобы они даже не поняли, что им приказывают?
Конечно, найдутся и те, кто будет противостоять коварным планам. Здесь это Хиро Протагонист (да, его правда так зовут), который и программист, и боец, и самурай, и вообще мастер на все руки, а еще девушка на киберскейте с примечательным именем И.В., Искренне Ваша (в оригинале Y.T., Yours Truly). Этой колоритной паре придется разбираться в весьма нетривиальной природе вируса, который можно подхватить в Метавселенной, но его опасность распространяется и на реальный мир.
Ограничение доступа к знаниям и жажда реальности
Полный триумф высоких технологий — таков мир в книге Вернора Винджа «Конец радуг». В одежду теперь интегрирован компьютер-дневник, технологии связи вшиты в линзы, а доступ ко всей информации в мире мгновенен, стоит только подумать. Привычные профессии канули в небытие, постепенно из жизни людей уходят и многие привычные вещи, в том числе в буквальном смысле.
Одна из сюжетных линий романа рассказывает о том, как специальными устройствами все книги мира оцифровываются, дабы избежать утери их ценного содержимого, а после бумажные экземпляры уничтожаются. Подводный камень такого подхода в том, что очень уж легко закрыть доступ к чему-либо в информационном мире, и тот, кто обладает такой возможностью, получает огромную власть.
Но не только такие очевидные проблемы поднимает автор. Например, один из персонажей, немолодой поэт Роберт Гу, читает свое стихотворение перед аудиторией — и слушатели просто потрясены, получив информацию таким «живым» образом, а не привычно, сразу в мозг. Ощущение, знакомое уже и в наше время: информация в максимально стерильном виде, с экранов гаджетов, постепенно создает потребность в более осязаемых способах ее получения.
Казалось бы, при полном переходе в виртуальную реальность появляется фантастический шанс построить мир с нуля, да с какими возможностями — стопроцентный контроль выполнения законов с помощью программ, бесконечные ресурсы, никакой старости и болезней... Однако на деле получается, что все пороки человечества остаются с ним, куда бы оно ни пыталось сбежать. И виртуальная реальность оказывается чем-то вроде Дикого Запада, где опасности подстерегают на каждом шагу.
Пока что мы говорили о метавселенных, которые дополняют реальную жизнь или же заменяют ее. Но что, если они ее продолжат? Такой взгляд предложил в своем недавнем романе
«Падение» все тот же Нил Стивенсон. Он описывает цифровой мир, в котором вы можете продолжать жить после смерти. Если у вас достаточно денег, ваше сознание получит посмертную оцифровку, а с годами это становится гораздо дешевле и обеспечивается специальной страховкой. Без минусов и здесь не обойдется — к примеру, после оцифровки личности придется мириться с полной амнезией, а взаимодействие с реальным миром сведется в основном к наблюдению за ним, — но тем не менее, это гораздо лучше, чем обычная смерть.
А так как умерших постепенно становится больше, чем живых, то вырабатывается интересная концепция: живые люди по сути всего лишь обеспечивают разработку и поддержание виртуального мира, где мертвые живут по-настоящему.
Но задуманная как утопия виртуальность постепенно превращается в самый настоящий ад. Причины те же, что и в «Киберсайде» — невозможно уничтожить зло в мире, пока оно живо в душах людских. Стивенсон по сути дает новый взгляд на историю грехопадения и пытается дать ответ на вопрос, куда мы идем и откуда пришли.
Материал подготовлен fanzon
Подобная концепция не нова, по крайней мере, в фантастической литературе она появлялась не раз. Писатели уже три десятка лет создают на страницах своих метавселенные, и зачастую получается, что такой технологический прорыв несет не только благо, но и создает новые угрозы. Мы решили разобраться, какие именно опасности, если судить по фантастике, могут нависнуть над цивилизацией при появлении метавселенных.
Программирование человека через аватара
Начнем с проблемы, которую поднял родоначальник метавселенных в фантастике Нил Стивенсон в своей книге «Лавина». Собственно, термин «метавселенная» именно там и появился, а Цукерберг не скрывает, что создает свой проект в том числе с оглядкой и на этот роман.На дворе недалекое будущее (на самом деле, практически настоящее, но ведь роман писался в 1992 году). Государства лишились значительной части своего влияния и значимости, их место занимают франшизы, руководимые крупными корпорациями и мафией. Но даже тем, кто на самом верху, иногда хочется иметь больше. Один из таких людей находит способ превратить в рабов все население планеты — с помощью аналога компьютерного вируса.
Автор обращается к аналогии с низкоуровневым языком в программировании: понятные человеку команды в итоге раскладываются на нули и единицы, доступные машине, но уже не считываемые человеком. А что, если и людей можно запрограммировать сразу на низком уровне, так, чтобы они даже не поняли, что им приказывают?
Конечно, найдутся и те, кто будет противостоять коварным планам. Здесь это Хиро Протагонист (да, его правда так зовут), который и программист, и боец, и самурай, и вообще мастер на все руки, а еще девушка на киберскейте с примечательным именем И.В., Искренне Ваша (в оригинале Y.T., Yours Truly). Этой колоритной паре придется разбираться в весьма нетривиальной природе вируса, который можно подхватить в Метавселенной, но его опасность распространяется и на реальный мир.
Ограничение доступа к знаниям и жажда реальности
Полный триумф высоких технологий — таков мир в книге Вернора Винджа «Конец радуг». В одежду теперь интегрирован компьютер-дневник, технологии связи вшиты в линзы, а доступ ко всей информации в мире мгновенен, стоит только подумать. Привычные профессии канули в небытие, постепенно из жизни людей уходят и многие привычные вещи, в том числе в буквальном смысле.
Одна из сюжетных линий романа рассказывает о том, как специальными устройствами все книги мира оцифровываются, дабы избежать утери их ценного содержимого, а после бумажные экземпляры уничтожаются. Подводный камень такого подхода в том, что очень уж легко закрыть доступ к чему-либо в информационном мире, и тот, кто обладает такой возможностью, получает огромную власть.
Но не только такие очевидные проблемы поднимает автор. Например, один из персонажей, немолодой поэт Роберт Гу, читает свое стихотворение перед аудиторией — и слушатели просто потрясены, получив информацию таким «живым» образом, а не привычно, сразу в мозг. Ощущение, знакомое уже и в наше время: информация в максимально стерильном виде, с экранов гаджетов, постепенно создает потребность в более осязаемых способах ее получения.
Исход в новый и ужасный мир
Книжные метавселенные чаще всего существуют параллельно с реальным миром и тесно переплеты с ним — по примеру той же «Лавины». В романе Алекса Савченко и Берта Дженнингса «Киберсайд» все иначе — спасаясь от массового вымирания в реальном мире, люди переместили свое сознание на компьютерные сервера. И этот переход мало того что осуществляется физически, он еще и безвозвратен. Такое в фантастике встречается гораздо реже.Казалось бы, при полном переходе в виртуальную реальность появляется фантастический шанс построить мир с нуля, да с какими возможностями — стопроцентный контроль выполнения законов с помощью программ, бесконечные ресурсы, никакой старости и болезней... Однако на деле получается, что все пороки человечества остаются с ним, куда бы оно ни пыталось сбежать. И виртуальная реальность оказывается чем-то вроде Дикого Запада, где опасности подстерегают на каждом шагу.
Пока что мы говорили о метавселенных, которые дополняют реальную жизнь или же заменяют ее. Но что, если они ее продолжат? Такой взгляд предложил в своем недавнем романе
«Падение» все тот же Нил Стивенсон. Он описывает цифровой мир, в котором вы можете продолжать жить после смерти. Если у вас достаточно денег, ваше сознание получит посмертную оцифровку, а с годами это становится гораздо дешевле и обеспечивается специальной страховкой. Без минусов и здесь не обойдется — к примеру, после оцифровки личности придется мириться с полной амнезией, а взаимодействие с реальным миром сведется в основном к наблюдению за ним, — но тем не менее, это гораздо лучше, чем обычная смерть.
А так как умерших постепенно становится больше, чем живых, то вырабатывается интересная концепция: живые люди по сути всего лишь обеспечивают разработку и поддержание виртуального мира, где мертвые живут по-настоящему.
Но задуманная как утопия виртуальность постепенно превращается в самый настоящий ад. Причины те же, что и в «Киберсайде» — невозможно уничтожить зло в мире, пока оно живо в душах людских. Стивенсон по сути дает новый взгляд на историю грехопадения и пытается дать ответ на вопрос, куда мы идем и откуда пришли.
Материал подготовлен fanzon