Что же таит в себе улыбка Джоконды?

Mila

Основатель
Сообщения
4,353
Реакции
7,001
Вот уже пять столетий тайна самой прославленной картины всех времен и народов не перестает волновать зрителей...

Вокруг картины Леонардо да Винчи «Джоконда», или «Мона Лиза», сложилось немало историй.

Строго говоря, назвать этот портрет «Джоконда», «Мона Лиза» или ещё как-нибудь, нельзя, так как до настоящего времени не известно кто же изображён на картине и споры идут постоянно, не приводя к какому-либо результату. Многочисленные статьи об истории создания и о том, кто на ней изображён, не дают точного и однозначного ответа.

Ажиотаж вызван детективной историей её пропажи, а затем, неожиданным возвращением. Частое появление на страницах печати и широкое тиражирование, подняли рейтинг картины на самый высокий уровень в современном искусстве.

По одним сведениям, самым распространённым, изображена жена флорентийского торговца Франческо Джокондо, но научные исследования не подтверждают эту теорию. Судя по манере письма художника, картина была написана в более поздний период, когда он уже уехал из Флоренции.

Любопытство человека никогда не может быть полностью удовлетворено, поэтому постоянно появляются всё новые истории, якобы приоткрывающие тайну Моны Лизы.

По одной из последних, Леонардо изобразил себя молодым, приводя в доказательство компьютерную программу составленную специально для этого. Но «специально» можно создать любую программу и, благодаря ей, найти сходство между троглодитом и кем угодно, вплоть до создателя такой программы. Тем более, зачем изображать себя в образе женщины? Хотя, какой-то неоднозначный смысл в этом, всё-таки, есть, если вспомнить о том, что у художника никогда не было ни семьи, ни жены, а был лишь один любимый ученик.

Сам Леонардо относился к своему детищу с особым пристрастием. Иначе почему «Портрет Моны Лизы дель Джокондо» так и не попал к заказчику, почему мастер не пожелал с ним расстаться, продолжая снова и снова что-то переделывать, совершенствовать?

Едва ли не главная загадка – улыбка Джоконды: неуловимо-изменчивая, хитровато-ироничная и мудрая одновременно.



В то время как ни одна из героинь да Винчи не смотрит на зрителя, Джоконда неотступно следует за ним немного ироничным взглядом, заставляя вновь и вновь вглядываться в слегка прищуренные глаза, в ускользающий изгиб едва тронутых улыбкой губ (если рассматривать оригинал с разных точек, выражение ее лица, особенно улыбка, разительно меняются!).

Женщина-простота… Женщина-величие… Женщина-тайна…

Вот только какой известной лишь ей и ее создателю тайне улыбается она уже полтысячелетия?

Ни одно живописное творение не породило столько вопросов и легенд! Согласно одной из них, Леонардо был влюблен в свою модель. Поэтому, якобы, и не отдал портрет заказчику. Версия романтичная, но, увы, ничем не подтвержденная!

Еще одна любопытная версия: «Джоконда» – закодированный автопортрет самого да Винчи!

Блистательный флорентинец почему-то оставил единственный автопортрет – рисунок усталого и хмурого бородатого старца. Если допустить, что «Джоконда» – тоже автопортрет, почему в женском обличье? Увидеть себя в образе молодой женщины – довольно странная фантазия даже для экстравагантного Леонардо, которому было тогда за 50!

Кто-то находит объяснение этому в нетрадиционной сексуальной ориентации (весьма распространенной в те времена в творческой среде) художника, создавшего ряд женоподобных образов: Вакх, Иоанн Креститель, Св. Анна, обликом и позой больше напоминающая молодого мужчину, нежели старуху. Однако принадлежность Моны Лизы к прекрасному полу не вызывает сомнений! А исследования не подтверждают ни идентичности лиц Джоконды и Леонардо, ни его гомосексуальности.



Если рассматривать отдельно правую и левую половины портрета, очевидна их несхожесть! Речь идет не о типичной асимметрии лица, а о двух самостоятельных образах, совмещенных с поразительным искусством. Правая половина лица – с округлой щекой, обрамленной кокетливо вьющимися локонами, и мягкой улыбкой – несомненно, женская. Левая – с почти прямыми волосами, высокой скулой, насмешливым прищуром глаз и ироничной улыбкой – больше похожа на лицо юноши. Присмотритесь внимательно к рукам, которым Леонардо придавал большое значение и не раз переписывал. Правая кисть изящно выписана плавными линиями. Мягкая, с милыми ямочками и тонкими гибкими пальцами, она несколько манерно, едва ли не на весу, касается левой. Левая же, грубоватая, с подчеркнутыми суставами, будто недописанная, фундаментально покоится на подлокотнике кресла.

Вероятно, да Винчи начинал писать портрет как рядовой заказ, но в процессе работы произошло НЕЧТО, что ошеломило художника, – в живописном образе обычной женщины, может даже помимо воли его создателя, проступили черты надчеловеческого!

Две половинки – мужская и женская. «…И прилепится к жене своей, и будут одна плоть»… Не бесполый ангел, не обоеполый андрогин, но женщина, в которой закодирован мужчина!
 
Назад
Сверху Снизу